Проект сюжетно ролевой игры больница младшая группа. Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе. созданию собственных игровых замыслов

Игра - это естественный способ освоения ребёнком окружающей действительности, который единогласно признаётся превалирующей формой деятельности в детском саду и используется как основа для воспитания. Навыки исполнения сюжетно-ролевых игр, инициируемых ребёнком, формируются в первой младшей группе детского сада. Такие игры формируют у детей коммуникативные игровые навыки, моделируют реальные жизненные ситуации и способствуют успешной социализации.

Зачем нужны сюжетно-ролевые игры в детском саду

Трёхлетние дети любят примерять на себя роли зверей

Общие цели проведения сюжетно-ролевых игр в детском саду могут быть следующими:

  • воспитательными:
    • социализация ребёнка;
    • подготовка его к жизни в обществе;
    • развитие умения разрешать конфликты;
    • формирование определённых черт характера;
    • формирование нравственно-этических ориентиров;
    • формирование умения взаимодействовать с другими детьми;
    • развитие умения самостоятельно находить выход из ситуации;
  • образовательными:
    • развитие речи;
    • развитие памяти;
    • развитие воображения и фантазии;
    • расширение словарного запаса ребёнка;
    • развитие образного и критического мышления;
    • освоение навыка выполнения заданной последовательности действий в соответствии с правилами;
  • развлекательно-воспитательными:
    • развитие игровых навыков у ребёнка;
    • получение ребёнком положительных эмоций;
    • развитие способности самостоятельно придумывать игровые сюжеты и правила, проводить игру без участия взрослого.

Чтобы успешно выполнить поставленные цели, воспитателю требуется правильно подготовить детей к игре. Очень важно бережно отнестись к этому этапу и создать особую творческую атмосферу, которая необходима для начала игрового процесса.

Возрастные особенности детей первой младшей группы

Ребёнок первой младшей группы находится на этапе трансформации сюжетной игры из отобразительной в ролевую, которая характеризуется присвоением определённых ролей и отыгрыванием их во взаимодействии с другими участниками игры.

В сюжетно-отобразительных играх дети уже фактически выполняют все ролевые действия по отношению к игрушке, присущие определённому человеку (качают куклу, кормят её и поют ей колыбельную), однако ещё не присваивают роль этого человека (не действуют от лица матери). Ребёнок играет самостоятельно (рядом с другими, но не вместе), контакт возникает при необходимости получить игрушку или какой-либо предмет. Часто есть скрытая роль, а последовательность из движений носит циклический характер, заканчиваясь и начинаясь снова.

Появление сюжетно-ролевой игры связано с переносом внимания ребенка с игрового предмета на того, кто производит игровое действие

В ходе развития игры происходит перенос акцента от вещи, с которой ребёнок играет, на игрока. Скрытая роль постепенно выходит на передний план: после выполнения определённой последовательности движений дети вслух проговаривают название роли.

Ребёнок приходит к осознанию, что, играя, на время становится как бы кем-то другим. Скоро дети уже сначала определяют роль, а потом действуют соответствующим образом. Важной задачей на этом этапе является развитие навыков ребёнка, которые способствуют трансформации отобразительной игры в ролевую.

Для этого используют приёмы:

  • обучение действиям с игрушками и предметами;
  • объяснение и показ игровых действий;
  • демонстрация игровой роли;
  • напоминание;
  • поправление.

Для развития навыков ребенка, облегчающих его переход к сюжетно-ролевой игре, нужно участие взрослого

Все эти приёмы подразумевают активную роль воспитателя в игре. Сначала нужно осваивать самые элементарные вещи: вместе одевать кукол, катать машинки, постепенно увеличивая количество действий в рамках единой сюжетной линии. Машинки заправляются и чинятся в «мастерской», дети подают инструменты и детали, «заливают бензин», «замечают» партнёра и привыкают к диалогу.

При подготовке к определённой ролевой игре или развитии её сюжета используют приёмы:

  • демонстрация наглядного материала;
  • тематическая беседа;
  • дидактическое упражнение;
  • дидактическая игра;
  • чтение художественной литературы по теме;
  • продуктивная деятельность.

Их комплексно используют в период, когда дети осваивают ролевые игры. Однако отдельные приёмы могут использоваться и в переходный период. Задачи взрослого:

  • задать тему игры (рассказ о походе в парикмахерскую или магазин, показ иллюстраций);
  • пополнить у детей запас слов, относящихся к этой теме (названия овощей и фруктов для темы «Магазин» или «Повар»);
  • научить детей выполнять манипуляции с игровыми предметами в заданной последовательности (раздеть и одеть куклу, накрыть на стол);
  • сформировать игровую ситуацию и увлечь ею детей.

Какие виды игр существуют

Народные игры выделены в отдельную группу, так как они могут возникать по инициативе взрослых и детей старшего возраста

Одна из самых распространённых классификаций подразделяет игры на три категории - в зависимости от того, кто является инициатором.

Соответственно, игру может инициировать:

  • взрослый;
  • ребёнок;
  • и ребёнок, и взрослый - она может быть исторически сложившейся этнической традицией (народная игра).

Народные игры стоят особняком, так как их могут предлагать как взрослые, так и дети старшего возраста.

Игры, которые возникают по инициативе взрослого

Игры, которые возникают по инициативе взрослого, имеют определенные образовательные или развлекательно-воспитательные цели

Игры, которые инициирует взрослый, имеют определённые образовательные или развлекательно-воспитательные цели. К первой подгруппе относят:

  • дидактическую;
  • сюжетно-дидактическую;
  • подвижную игру.

Ко второй подгруппе относят следующие досуговые игры:

  • игру-забаву;
  • игру-развлечение;
  • интеллектуальную;
  • празднично-карнавальную;
  • театрально-постановочную.

Дидактическая игра намеренно внедряется взрослым в игровой процесс ребёнка, чтобы способствовать развитию определённых навыков и умений. Участие в такой игре требует от ребёнка концентрации внимания, внутренней собранности и ответственности, необходимых для решения поставленных задач. Детям приходится соблюдать правила и преодолевать трудности на пути к конечному результату. У них формируется привычка к выполнению заданной последовательности действий, умственному усилию и поиску наиболее рационального пути решения проблемы. Воспитателю нужно ещё стремиться к тому, чтобы дидактические игры вовлекали ребёнка в процесс общения со сверстниками и способствовали развитию коммуникативных навыков.

Помимо новых знаний, дети в процессе игры осваивают практические способы взаимодействия с окружающим миром, у них закладываются нравственно-эстетические ориентиры, навыки контроля собственного поведения, умение работать и играть с другими детьми. Ребёнок учится честности и справедливости, требовательному отношению к себе и терпению по отношению к остальным людям.

Дидактические игры активно используются в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре по заданной теме.

Дидактические игры активно используются в процессе подготовки к сюжетно-ролевой игре по заданной теме

Подвижная игра, представляя собой вид активной и эмоциональной деятельности, используется в том числе для того, чтобы приучать ребёнка к точному соблюдению установленных правил и осознанию связи между своевременно выполненным заданием и успешным достижением результата. Это незаменимый способ реализовать потребность детей получать положительные эмоции от выброса накопившейся энергии в ходе активной физической деятельности.

Подвижную игру можно организовать и в просторном помещении

Такая игра развивает двигательные навыки, выносливость, координацию, способствует повышению общего тонуса организма. Ребёнок вынужден реагировать на одни раздражители и сдерживать свои движения при появлении других, что помогает освоить навык самоконтроля, воспитывает волю и дисциплинированность. Игра даёт детям возможность также получить положительные эмоции в процессе преодоления препятствий на пути к общему результату. Она формирует ответственность и умение сопереживать.

Подвижная игра используется в том числе для того, чтобы приучать ребенка к точному соблюдению установленных правил

От воспитателя требуется учесть возраст детей при выборе игры и проследить за тем, чтобы все участники понимали и соблюдали правила. Младшим детям правила объясняются в течение игры, а содержание правил задаётся тем, какие действия нужно выполнять. Так определяется поведение игроков и форма их взаимодействия. Часто в качестве основы берётся какая-либо народная игра (например, «Гуси-лебеди»), поскольку она заведомо обладает яркими образами, эмоциональной окрашенностью и простотой сюжетной линии.

Подвижные игры могут использоваться на занятии с общей образовательной направленностью для чередования активных видов деятельности с более спокойными. Это позволяет ребёнку отдохнуть от умственного напряжения и сконцентрироваться на поставленной задаче. Они проводятся как в помещении, так и на свежем воздухе - на прогулке или занятии по физкультуре. Воспитатель прямо или косвенно воздействует на ход игры, предупреждая вероятность избыточного возбуждения или утомления участников. Как только дети должным образом освоят правила и запомнят все ключевые моменты, они могут играть без участия воспитателя.

Игры, возникающие без участия взрослого

Отобразительная игра фокусирует внимание ребёнка на осмыслении связи между свойствами конкретного предмета и его функциями

К таким играм относят экспериментальную и сюжетную игру. Сюжетная игра подразделяется на виды:

  • сюжетно-отобразительная игра;
  • сюжетно-ролевая;
  • режиссёрская;
  • театрализованная.

Младший дошкольный возраст отвечает за формирование у ребёнка навыков, позволяющих перейти к ролевым играм, которые становятся важным инструментом социализации.

В раннем возрасте ребёнок проходит стадию развития, когда может играть только в ознакомительные игры дидактического характера, инициируемые взрослыми с вовлечением различных предметов и игрушек. Потом ребёнок проходит стадию отобразительной игры, фокусирующейся на осмыслении связи между свойствами конкретного предмета и его функциями. Взрослый произносит название предмета и демонстрирует его функции.

В сюжетно-отобразительной игре ребёнок самостоятельно использует повседневные впечатления и опыт, полученный в ходе взаимодействия с окружающим миром, для имитации действий других людей

И, наконец, на третьей стадии (конец 2 - начало 3 года) возникают отобразительные игры, в которых ребёнок сам использует повседневность как основу для имитации чужого поведения (катает в коляске игрушечного зайца, колет ёжику уколы).

Всё это предшествует появлению ролевой игры, представляющей собой активную форму моделирования и проживания определённых социальных ролей в рамках заданных ситуаций.

Дети воссоздают жизненные ситуации в игровой форме и таким образом приобщаются к непонятному и притягательному для них миру взрослых

Творческий характер такой игры стимулирует воображение и фантазию ребёнка, тренирует память и наблюдательность, активизирует процессы развития образного и критического мышления. Дети воссоздают жизненные ситуации в игровой форме и таким образом приобщаются к непонятному и притягательному для них миру взрослых. Они перевоплощаются в тех, кого изображают, примеряя на себя различное поведение, стили общения и способы взаимодействия. Дают оценку тем или иным персонажам, делают выбор в пользу какой-либо профессии или социальной роли.

В игре реальность сочетается с вымыслом, а действия обычно ведут к благополучному финалу: врачи спасают больных, полицейские ловят преступников, отважные лётчики сажают самолёты. Дети эмоционально проживают игровые сюжеты, их способность сопереживать героям выносит происходящее в мир универсальных категорий, где простые поступки становятся подвигами, а персонажи - примером для подражания.

Такая игра наполняет жизнь малыша богатым содержанием и может оказать влияние на формирование личности ребёнка и его дальнейшую жизнь. Сюжетно-ролевая игра со временем превращается в драматизацию - режиссёрскую игру, где дети проговаривают импровизированные диалоги за себя и собеседника (часто игрушку), или театрализованную игру, когда ребёнок знает текст художественного произведения (роль) и участвует в диалоге от лица одного из персонажей.

Структура и классификация сюжетно-ролевых игр

Сюжетно-ролевые игры позволяют моделировать и осваивать бытовые ситуации

Сюжетно-ролевая игра состоит из следующих элементов:

  • игрового замысла;
  • сюжета;
  • игровых действий;
  • ролей;
  • правил.

Все эти элементы взаимосвязаны друг с другом и определяют содержание игры.

Под замыслом подразумевается общее направление игровой деятельности, идея игры. Это базовый элемент структуры - стержень, от которого зависит все остальное: сюжет с последовательностью игровых действий (определяющий правила) и ролевое поведение (отражающееся в речевых конструкциях).

Различные игровые замыслы обуславливают условное деление сюжетно-ролевой игры на три основные категории:

  • бытовую;
  • трудовую;
  • общественную.

К бытовой категории относят игры, которые моделируют ситуации из повседневной жизни (игра «Семья», «Магазин»). К трудовой - воспроизведение деятельности человека какой-либо профессии (игра «Строители»). Общественная категория включает игры, связанные с празднованием каких-либо знаменательных событий (дни рождения), традиционными праздниками (Новый год, 8 Марта) или нормами поведения (приём гостей, знакомство, поход в театр). Следует помнить, что игра может одновременно принадлежать к нескольким категориям и затрагивать разные темы.

Роль всегда условна и до некоторой степени схематична, так как ребёнок использует только самые яркие черты характера персонажа

Роль всегда условна и до некоторой степени схематична, так как ребёнок использует только самые яркие черты характера персонажа и ограниченный набор действий, ориентируясь на свои знания о мире. Доктор, например, слушает больного, измеряет температуру и выписывает рецепт.

Правила вытекают из этой последовательности действий и вносят в игру упорядоченность и смысл. Они должны предусматривать возможность развития сюжета и усложнения отношений между персонажами. Кроме того, нужно поощрять желание ребёнка импровизировать, у малыша должна быть достаточная для этого свобода действий.

Проведение сюжетно-ролевых игр в первой младшей группе детского сада

Правильно организованная сюжетно-ролевая игра помогает детям формировать навыки общения

Основные этапы организации

К основным этапам организации игрового процесса относят такие:

  1. Разработка плана игры (этап выбора игры - обозначение сюжета, ролей, характера взаимодействия персонажей) с учётом интересов детей, их уровня развития и степени освоения ими различных игровых действий. На этом этапе воспитатель должен продумать и описать содержание, задачи и цели, спланировать возможные направления развития сюжета, обозначить правила игры.
  2. Подготовка оборудования и инструментария (этап оснащения, когда создаётся все игровая атрибутика). Для детей младшего дошкольного возраста нужно подобрать игрушки и замещающие предметы, которые используются во всех базовых игровых сценариях.
  3. Оборудование предметно-игровой среды в соответствии с возрастными особенностями и выбранной темой игры. Следует обратить особое внимание на то, что игрушки должны находиться в свободном доступе в поле зрения ребёнка. Для этого игровую среду организуют таким образом, чтобы ребёнок мог легко дотянуться до любой игрушки и использовать её в ходе сюжетно-ролевой игры. Это стимулирует игровой процесс и естественный интерес ребёнка к игре, создаёт предпосылки для импровизации.

    Сюжетно-ролевая игра требует учёта многих нюансов

  4. Начало игры. На этом этапе воспитатель создаёт игровую или проблемную ситуацию. Можно провести предварительную беседу, чтобы подготовить детей к предстоящей игре: обговорить тему, ознакомить детей с планом игры, обсудить правила и распределить роли. Для этого сначала используют различные дидактические игры и упражнения, чтение художественных произведений, описывающих воображаемую ситуацию или игровой замысел. При распределении ролей между детьми обязательно должны учитываться желания каждого ребёнка.
  5. Сохранение игровой ситуации, подразумевающее прямое или косвенное руководство игровой деятельностью с использованием ролевого взаимодействия взрослого с ребёнком, ребёнка с игрушками и, наконец, ребёнка с ребёнком. Воспитатель следит за развитием сюжета и мягко направляет детей с помощью напоминания, указания, совета, положительной оценки и прямого взаимодействия.
  6. Этап завершения игры, который включает положительную оценку игровых действий детей и анализ их взаимоотношений (возможны элементы аналитической беседы с учётом эмоционального состояния детей и необходимости их переключения на другие, более спокойные виды деятельности).

Картотека игр

При составлении картотеки воспитатель обычно опирается на перечень основных игровых сюжетов, который остается неизменным для всех возрастных групп

При составлении картотеки воспитатель обычно опирается на перечень основных игровых сюжетов, который остаётся неизменным для всех возрастных групп. В этот список входят следующие базовые игры:

  1. Семья.
  2. Больница.
  3. Магазин.
  4. Детский сад.
  5. Парикмахерская.
  6. Повар.
  7. Шофёры.
  8. Строители.

Этот перечень может видоизменяться и расширяться. Игра «Повар», например, может со временем трансформироваться в более сложный вариант «Кафе» или «Столовая», а «Парикмахерская» - в «Салон красоты». Могут появляться другие профессии (моряк, лётчик, художник) и места (зоопарк, парк аттракционов, театр).

Главное, чтобы ребёнку были знакомы проигрываемые ситуации и персонажи, так как отсутствие реального жизненного опыта в той или иной области будет приводить к замешательству и непониманию сути игры. Так, если ребёнок никогда не был в парикмахерской или зоопарке, ему будет сложно участвовать в игровом процессе. Помочь в подобных случаях может предварительный рассказ педагога, демонстрация наглядного материала и беседа.

К оформлению картотеки игр нет строгих требований. Карточка - это скорее «шпаргалка» для воспитателя, её предназначение - помочь в организации игрового процесса. Она может выглядеть как иллюстрация к игре, на обратной стороне которой находится подробное описание. Обычно оно включает такие пункты:

  1. Название.
  2. Цели и задачи.
  3. Игровой материал.
  4. Подготовительная работа.
  5. Игровые роли, предполагаемые сюжетом.
  6. Возможные варианты развития сюжета (усложнение, добавление сюжетных линий, подсюжеты).
  7. Описание последовательности действий.

Работа по подготовке к игре включает тематические беседы, обучающие упражнения, экскурсии и т. п. В этом пункте указывается перечень литературных произведений (стихи, басни, сказки и т. д.) Назначение картотеки - упорядочить опыт педагога и структурировать информацию, чтобы проводить игровые занятия было удобнее.

Если ребёнок никогда не был в парикмахерской, ему будет сложно участвовать в игре без предварительного рассказа воспитателя

Базовые сюжеты игр для первой младшей группы обычно содержат несколько внутренних сюжетных линий. Например, для игры «Семья» это будут сюжеты «Мама кормит ребёнка» или «Мама гладит одежду». Для игры «Больница» - «Мама заболела» или «У куклы температура».

Детям этого возраста не нужно сразу предлагать большое количество сюжетов. Для проведения игры достаточно взять, скажем, «У мамы болит голова» и «Поможем маме приготовить ужин». После этого описывается последовательность действий: например, мама не пошла на работу, у неё высокая температура, ей нужно вызвать врача. Бабушка вызывает врача, он приезжает и выписывает рецепт, по которому нужно купить в аптеке лекарство. Папа идёт в аптеку и приносит лекарство. Мама принимает лекарство и чувствует себя лучше. Ребёнок готовит вместо мамы ужин и кормит её.

От сюжета игры зависит состав ролей и инструментарий. Очень важно использовать предметы-заместители, так как они стимулируют воображение и развивают фантазию детей. Их можно использовать вместе с «настоящими» предметами: зелёный деревянный шарик-яблоко на тарелке из набора кукольной посуды, палочка вместо градусника и игрушечный шприц из аптечки для игры в доктора. Дети с большой охотой играют с воображаемыми предметами: готовят, лечат и угощают, придумывают последовательности действий и изобретают новые инструменты. Поэтому не стоит стремиться к полному подобию предметов, которые используются в сюжетно-ролевых играх, реальным вещам.

Планирование сюжетно-ролевых игр в детском саду

При планировании ролевых игр для детей первой младшей группы следует учитывать, что средняя продолжительность одной части такой игры не должна быть более 10–15 минут. Нужно чередовать спокойные виды деятельности с более активными, постепенно развивая и усложняя сюжет.

Темы игр должны перекликаться друг с другом, соответствуя уровню развития, индивидуальным особенностям и интересам детей, времени года и пр., и постепенно усложняясь по мере того, как ребёнок осваивает новые элементы и способы взаимодействия с окружающей реальностью.

Таблица: пример планирования сюжетно-ролевой игры для младшей группы (фрагмент)

Название Игровые сюжеты Приёмы
Сентябрь
«Семья» Мама одевает/раздевает и кормит ребёнка. Используются наглядные материалы (картинки и рисунки), проводятся дидактические игры: «Новый наряд для куклы», «Зайка хочет кушать».
«Повар» Повар готовит еду для игрушек. Используются наглядные материалы (картинки и рисунки), воспитатель проводит беседу «Как повар готовит еду». Дидактические упражнения: «Помешай кашу», «Посоли суп».
Октябрь
«Семья» Мама одевает/раздевает, кормит ребёнка и укладывает его спать. Используются наглядные материалы, дидактические игры и упражнения по запоминанию и перечислению предметов (одежды и посуды): «Накрой на стол», «Одень куклу», «Уложи мишку спать».
«Магазин» Мама идёт в магазин вместе с ребёнком: они покупают продукты и общаются с продавцом. Используются наглядные материалы, рассказ воспитателя «Зачем ходят в магазин», игровое упражнение: «Помоги маме нести покупки», дидактическое упражнение «Расскажи кукле как разговаривают с продавцом».
Ноябрь
«Повар» Повар готовит обед в детском саду. Используются наглядные материалы, проводятся беседы с дидактическими играми и упражнениями по запоминанию названий блюд: «Что у нас на обед», «Первое, второе и третье», «Моё любимое блюдо».
«Магазин» В гастрономическом отделе магазина продаются различные продукты. Использование наглядных материалов, рассказ воспитателя «Мне нужно сходить в магазин», дидактическое упражнение «Какие продукты нужно купить к ужину», игровое упражнение «Наши покупки».

Пример конспекта сюжетно-ролевой игры: «Больница»

  1. Вовлекать детей в игровой диалог.
  2. Развивать у них игровые навыки по принятию на себя роли (врач, пациент, медсестра).
  3. Формировать чувство ответственности за своё здоровье и умение сопереживать другим.
  4. Воспитывать вежливость и внимательность по отношению к другим людям.

Оборудование:

  • халат врача,
  • шапочка,
  • бутылочка с «витаминами»,
  • кукла,
  • игрушечный заяц.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображениями различных медицинских инструментов,
  • дидактическая игра «Какая у зайки температура»,
  • чтение и декламация воспитателем сказки К. Чуковского «Айболит».

Ход игры

Ребенок лечит куклу в сюжетно-ролевой игре «Больница», выполняя роль врача

Часть I

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Смотрите, кто к нам сегодня пришёл в гости! Это кукла Маша.
Воспитатель за Машу (грустно): Здравствуйте, дети…
В: Ой, Маша, какой у тебя грустный голос! Что с тобой? Как вы думаете, дети? Может, Машу надо развеселить? Может, она хочет вкусную конфету? Давайте у неё спросим!
Вместе с детьми: Маша, ты хочешь вкусную конфету?
М: Нет, не хочу…
В: Может, Маша хочет чаю? Спросите у неё, дети! (побуждает детей самостоятельно задавать разные вопросы).
(Дети постепенно вовлекаются в игровой диалог).

Дети: Маша, ты хочешь чаю?
М: Нет, я не хочу чаю…
В: Маша, что же с тобой приключилось?
М: У меня болит горло!
В: Ай-ай-ай, дети! Маша заболела! Что же нам делать теперь? Надо Машу полечить. Кто лечит больных, ребята?
Д: Врач! Доктор!
(Обозначаются роли врача и больного и объясняются их функции).

В: Давайте я буду доктором и полечу Машу, чтобы у неё перестало болеть горло. Здесь у нас будет кабинет врача. Посмотрите внимательно: какие из этих инструментов нужны врачу? (Показывает разные инструменты, дети выбирают нужные). А что носит врач?
Д: Белый халат!
В: Правильно! Какие вы молодцы, все правильно выбрали, теперь мы быстро вылечим Машу. (Измеряет кукле температуру, смотрит горло, даёт таблетку).
(Осуществляется демонстрация ролей ребёнку, обучение его последовательности игровых действий).

М: Спасибо, доктор, мне уже лучше!
В: А скажи нам, Маша, почему у тебя заболело горло?
М: Я вчера ходила на улице без шапки и варежек…
В: Ох, Маша, разве так можно? Дети, вы будете делать как Маша?
Д: Нееет!
М (радостно): Я тоже больше так не буду делать, мне не понравилось болеть! Я теперь всегда буду носить шапку и варежки!
В: Какая ты умница, Маша! Вы слышите, дети, у Маши даже голос повеселел! Наверное, она совсем выздоровела! Давайте напоим её горячим чаем с малиной! (играют в «Чаепитие»).
(Происходит смена игровой деятельности).

Часть II

Игра в больницу помогает детям научиться не бояться врачей

В: Ой, дети, я так переживала за Машу, что у меня у самой разболелась голова. Давайте теперь вы меня полечите! Кто будет врачом?
(Происходит передача одной из ролей от взрослого ребёнку и вовлечение его в игровой диалог).

Как вариант - взрослый играет за другую игрушку. Дети по очереди лечат воспитателя или игрушку, выполняют заданную последовательность действий.
В: Ой, как хорошо, доктор! У меня уже совсем не болит голова! Давайте вы полечите ещё кого-нибудь из ребят? Ребята, кто будет больным?
(Происходит передача второй роли детям и осуществляется общий контроль за игровой деятельностью с помощью приёмов подсказывания и поправления).

Не беспокойтесь, доктор всех сегодня примет, садитесь вот здесь, в коридоре на стульчики (расставляет стулья), у нас будет очередь к врачу. Как нужно заходить в кабинет? Правильно, нужно сначала постучать и поздороваться, а потом ответить на вопросы врача.
(Усложняется последовательность игровых действий для одной из ролей).

Дети рассаживаются на стульях, врач их принимает.
В: Теперь у врача обеденный перерыв, ему нужно сходить в столовую и поесть. А мы пока с вами поиграем в гуси-лебеди.
(Происходит смена вида деятельности на более активный).

Часть III

В: Ребята, обеденный перерыв кончился! Врач должен вернуться в больницу. Бедный доктор, сколько у него работы! Так он не успеет всех сегодня вылечить. Давайте я буду медсестрой, буду ему помогать? Буду подавать ему инструменты и приглашать следующего пациента на приём. (Развитие сюжета с введением новой игровой роли, которая демонстрируется воспитателем).

Дети по очереди заходят в кабинет по приглашению «медсестры», «доктор» их осматривает, «медсестра» ему помогает.

Часть IV

В: Ой, ребята, я совсем устала, у меня даже ноги заболели, мне тоже надо на приём к врачу. Кто хочет быть медсестрой и помогать доктору? (Происходит передача новой роли от взрослого ребёнку).

(Берёт игрушку и сажает её на освободившийся стул) Смотрите, ребята, зайка тоже заболел и пришёл полечиться. Но что же мне теперь делать? Больше нет свободных мест, а я так устала! Кто уступит мне место?
Дети уступают место воспитателю.
(Развитие сюжета игры, усложнение правил взаимодействия между участниками).

В: Что надо при этом сказать? Правильно, «садитесь, пожалуйста». Вот спасибо, вы такие вежливые ребята! А вы знаете, кому нужно уступать место? (дети предлагают варианты, воспитатель напоминает и поправляет). Смотрите, доктор уже всех принял, у него закончился рабочий день, он собирается идти домой. Больница закрывается.
Мы с вами такие молодцы сегодня! Отвели Машу в больницу, помогли доктору, научились уступать место девочкам, всех-всех полечили! Давайте я вам всем дам вкусные витаминки, чтобы вы никогда не болели! (раздаёт витамины).

Даже самое оригинальное занятие или игра не освобождает педагога от необходимости проводить анализ и составлять отчёт

Чтобы проанализировать проведённую сюжетно-ролевую игру, воспитателю нужно детально описать игровой процесс: указать, какие возникли трудности, где и по какой причине были заминки, как удалось выйти из положения и над чем планируется работать дальше.

Для этого нужно ответить на следующие вопросы по основным этапам организации игры:

  1. Какие цели были поставлены?
  2. Какая велась подготовительная работа?
  3. Как формировался интерес к игре на начальном этапе?
  4. Соответствовали ли методы и приёмы организации игрового процесса текущему игровому сюжету, индивидуальным особенностям детей?
  5. Способствовали ли они развитию игровых навыков, укреплению взаимоотношений?
  6. Насколько дети были эмоционально вовлечены и погружены в игровой процесс?
  7. Как завершилась игра, на какой вид деятельности переключились дети?
  8. Какова оценка воспитателя промежуточных результатов игровой деятельности?
  9. Прогнозы и рекомендации в отношении дальнейшего развития игрового процесса:
    • как влиять на поведение ребёнка, содержание игры и развитие её сюжетной линии с помощью предметно-игровой среды;
    • какие трудности и наиболее эффективные приёмы руководства были выявлены в процессе;
    • что изменилось в отношении воспитателя к сюжетно-ролевой игре, какие открытия были сделаны, какие ресурсы обнаружены.

Критерии оценки и показатели эффективности

Есть риск возникновения конфликтных ситуаций при распределении ролей, дети могут саботировать правила или спорить из-за игрушек

Для анализа игры нужно оценить:

  • степень соответствия игры возрасту ребёнка;
  • соответствие игры его индивидуальным склонностям;
  • насколько адекватно ребёнок воспринял правила игры;
  • глубину эмоционального отклика;
  • степень удовлетворённости игровым процессом;
  • количественную вовлечённость в игру (сколько детей играло);
  • точность следования сюжетной линии.

Есть определённый риск прийти к однообразию сюжетно-ролевых игр, к шаблонности сюжетов. К тому, что будут возникать конфликтные ситуации при распределении игровых ролей, что дети будут саботировать правила или спорить из-за игрушек.

Весьма полезны методические семинары, где педагоги могут сами поиграть

Кроме того, в играх могут делаться акценты не на положительных качествах персонажей, а на отрицательных. Ребёнок может отображать какие-то негативные стороны в жизни взрослых или занимать пассивную позицию в игровом процессе. Чтобы этого избежать, следует учитывать нравственно-эстетические моменты, воспитывать чувство прекрасного, художественный вкус, товарищеское отношение к окружающим, позитивный взгляд на мир и желание активно участвовать в игре.

Организация игрового процесса характеризуется следующими показателями эффективности:

  1. Ребёнок участвует в игре с момента возникновения замысла, проявляет инициативу в обсуждении, его точка зрения учитывается на этапе формулирования игровой цели и задачи, поэтому становится возможной импровизация, не нарушающая цельности сюжета.
  2. Присутствует вариативность сюжета, которая сочетается с устойчивостью и развёрнутостью, правильным балансом предметно-бытовых действий и взаимоотношений персонажей.
  3. У ребёнка есть навык участия в коллективном построении сюжетной линии, навык обозначения и распознавания игровых ролей через определённую терминологию, ролевые действия, речь, мимику (ведение длительного ролевого диалога).
  4. У него есть опыт дисциплинированного следования правилам игры: он справляется с ролью, осознаёт необходимость тех или иных игровых действий, их логику и последовательность, приводящие к конечному результату, может эффективно взаимодействовать с другими участниками игрового процесса.

Протокол отчёта (на примере игры «Больница»)

Вовлечь малышей в игровой процесс помогут игрушки и сказочные герои

Ключевые элементы отчёта:

  1. Тема игры: «Больница»
  2. Тип игры: сюжетно-ролевая.
  3. Группа: первая младшая.
  4. Время:первая половина дня.
  5. Форма проведения: групповая.
  6. Цели:
    • вовлекать детей в игровой диалог;
    • развивать у них игровые навыки по принятию на себя роли (врач, пациент, медсестра);
    • формировать чувство ответственности за своё здоровье и умение сопереживать другим;
    • воспитывать вежливость и внимательность по отношению к другим людям.
  7. Игровое оборудование:
    • халат врача,
    • шапочка,
    • детская аптечка с инструментами для игры,
    • бутылочка с «витаминами»,
    • кукла,
    • игрушечный заяц.
  8. Форма представления игровой ситуации: знакомство с куклой, которая заболела (момент неожиданности с элементами импровизации).
  9. Приёмы обучения игровым умениям: демонстрация ролевого поведения и выполнение последовательности действий с последующей передачей ролей, подсказка и поправление, вовлечение ребёнка в игровой диалог, задавание вопросов, прямое и косвенное направление игрового процесса (Кукла заболела, её надо полечить! Спросите, кукла хочет чаю? Давайте вы теперь полечите меня. Кто хочет быть доктором?)
  10. Приёмы оценки деятельности детей: похвала и поощрение к дальнейшим действиям (вы такие воспитанные ребята! Какие молодцы, все правильно выбрали! Сколько мы с вами сделали сегодня: отвели Машу в больницу, помогли доктору, всех вылечили!)
  11. Организованное окончание игры: все больные вылечены, у врача закончился рабочий день, больница закрывается, воспитатель благодарит детей и хвалит их за успехи, перечисляя достижения.

Анализ игры (на примере игры «Больница»)

Дети часто относятся к играм со всей серьёзностью, целиком погружаясь в роль

  1. На стадии подготовки читалась художественная литература, проводились образовательные игры, использовались наглядные материалы и рассказы воспитателя.
  2. Учитывались предпочтения детей, их возраст, предполагались различные игровые варианты с усложнением. Были подобраны материалы и организована предметно-развивающая среда, способствующая правильной мотивации. Заключительный этап предполагал ввод игрушек-заместителей.
  3. Были выполнены все поставленные цели, проведены запланированные действия по вовлечению детей в игровой диалог, ознакомлению их с игровыми ролями, демонстрации этих ролей и передаче их детям. Всё что планировалось, было проведено в полном объёме, с достижением устойчивого результата.
  4. Дети активно участвовали в игровом процессе, проявляли интерес к происходящему, эмоционально откликались на вопросы и сами просились выполнить ту или иную роль. После окончания игры долго обсуждали сюжет игры и делились впечатлениями. Звучали вопросы «будет ли завтра работать больница» и «а что делать, если у меня дома заболеет кукла».
  5. Помощь воспитателя на заключительном этапе игры заключалась только в осуществлении общего контроля с помощью приёмов подсказывания и поправления.
  6. Прогноз хороший, игра динамична и полезна, развивает коммуникативные навыки, правильную речь, воспитывает вежливость и внимательное отношение к здоровью. Дети учатся сопереживанию и отзывчивости.

Отзыв (на примере игры «Больница»)

Воспитатель грамотно провёл занятие с учётом возрастных особенностей детей (правильно организованная игровая среда, сложность игры, доступность правил детям, естественное следование сюжету и свободное взаимодействие детей друг с другом). Была обеспечена своевременная смена видов деятельности. Все диалоги воспитателя были хорошо структурированы, речь была простой и понятной детям, эмоционально окрашенной и вызывающей у детей правильный отклик. Существовала возможность для проявления детьми инициативы и импровизации в ходе игры.

Использовались оригинальные сюжетные ходы и задавались различные перспективные направления сюжета, которые могут служить для развития игры в дальнейшем. Педагог справился с поставленными задачами, создал атмосферу творческого поиска и дружеского взаимодействия, зарекомендовал себя как специалиста с незаурядным педагогическим чутьём и креативным подходом к процессу организации занятия в форме сюжетно-ролевой игры.

Умение организовать игровую деятельность ребёнка в детском саду так, чтобы она была одновременно интересной, познавательной и воспитывала лучшее в детях - это большое искусство, которое требует от воспитателя хорошо разбираться в современной педагогике и эффективно применять теоретические знания на практике. С помощью взрослого ребёнок младшего дошкольного возраста способен успешно освоить сюжетно-ролевую игру и далее может самостоятельно играть со сверстниками, активно используя известные ему сюжеты и придумывая новые. Это обогащает его внутренний мир, формирует нравственно-этические ориентиры и стимулирует развитие, способствуя дальнейшей социализации.

Сюжетно - ролевая игра «Больница»

Цель : Способствовать возникновению у детей игр на темы из окружающей жизни, поощрять умение выбирать роль. Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (мама — дочка, врач — больной, врач - медсестра, больной - медсестра, больной - аптекарь(фармацевт)). Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты для той или иной роли; дополнять игровую обстановку недостающими предметами, игрушками. Формировать и закреплять навыки совместной деятельности в игровом объединении.

Атрибуты: стетоскоп, градусник, шприцы, витаминки, шпатели, горчичники из желтой бумаги, бинт, вата, или ватные диски, ватные палочки. Халат врача, халат медсестры, шапочки, бланки для рецептов, сумочка для врача с крестом.

Подготовка к сюжетно - ролевой игре:

Экскурсия в медицинский кабинет, познавательный рассказ о работе медсестры.

Задачи: Обогащение личного опыта детей, ознакомление детей со способами ролевого поведения.

Чтение стихотворений А. Барто из цикла «Мои игрушки» («Мишка», «Зайка»).

Задачи: Вызвать эмоциональный отклик на стихотворения, желание помочь «заболевшим» игрушкам. Обогащать впечатления детей, способствовать возникновению игр на темы

из окружающей жизни.

Компьютерная презентация «Инструменты врача, медсестры» пение песни «Заболел наш петушок», муз. В. Витлина, ел Н. Найденовой; оформление игрового уголка новыми атрибутами.

Задачи: Формировать игровой опыт детей, расширять представления о социальной действительности, расширять активный словарь детей, обогащать предметно-игровую среду группы.

Рассматривание картины «В кабинете у врача» из серии «Кем быть»; беседа о работе врача, медсестры.

Задачи: Расширять представления детей о профессии вра-ча, его обязанностях. Обогащать словарный запас. Форми-ровать игровой опыт детей.

Экскурсия в кабинет медицинской сестры; рассматривание но-вых атрибутов в игровом уголке.

Задачи: Расширять представления детей о работе меди-цинской сестры, обогащать игровой опыт. Воспитывать ува-жение к труду сотрудников детского сада, активизировать познавательный интерес.

Знакомство с медицинским уголком, его оборудованием,

Уточнение назначения атрибутов

Задачи: заинтересовать детей

Беседа : «Как доктор лечит детей»

Задачи: выявить уровень теоретических знаний.

Беседа «Кто помогает врачу»

Задачи: уточнить действия в работе мед.сестры.

Лепка «Угощение заболевшей кукле»

Задачи: воспитывать желание заботиться о больном.

Развитие сюжета:

1. Сюжет «Ребенок заболел».

Задачи: Учить детей передавать в игре профессиональные действия врачей, медсестер, использовать впечатления и опыт из окружающей жизни.

2. Сюжет «у дочки болит горло»

Задачи: Способствовать становлению сюжетно-ролевой игры на основе впечатлений, полученных во время рассматривания картин, чтения художественной литературы. Показать детям способы ролевого поведения.

3. Сюжет «Заполняем карточку пациента».

Задачи: Способствовать более самостоятельному и развер-нутому отображению детьми сюжета игры, учить использо-вать различные атрибуты.

4. Сюжет «Медсестра измеряет больному температуру». Задачи: Способствовать повышению самостоятельности детей, учить разворачивать сюжет, использовать различные атрибуты

5. Сюжет «На приеме у стоматолога».

Задачи: Учить детей объединять игровые действия в единый сюжет, обыгрывать ситуации, описанные в художественной литературе, связанные с личным опытом. Формировать уме-ние брать на себя определенную роль, подбирать предметы-заместители.

6. Сюжет «Запись на прием к врачу».

Задачи: Учить детей развертывать специфическое ролевое взаимодействие - ролевой диалог (например, мама приво-дит больного ребенка к доктору).

7. Сюжет «Вызов врача на дом».

Задачи: Учить детей пользоваться телефонным аппаратом, развивать диалогическую форму речи, воспитывать вежливость и приветливость, учить ролевому поведению в разных ситуациях.

8. Сюжет «На приеме у врача».

Задачи: В ходе совместной с детьми игры расширять их представления об обязанностях врача и медсестры, знакомить с назначением различных инструментов.

9. Сюжет «Процедурный кабинет». Задачи: Учить детей отражать в игровых действиях профессиональные действия врачей, медсестер. Формировать умение выбирать роль и выполнять действия в соответствии с ней, развивать коммуникативные умения, учить поддержи-вать ролевые диалоги.

10. Сюжет «Поход в аптеку»

Задачи: расширить сюжет, развивать диалогическую речь.

11. Сюжет «Скорая по-мощь».

Задачи: Учить детей развивать сюжет, объединять различные игровые действия, использовать предметы-заместители.

12. Сюжет «Врач ос-матривает больного».

Задачи: Формировать у детей умение придумывать неслож-ный сюжет, распределять роли и действовать в соответст-вии с ролью. Выявить уровень развития умения вступать во взаимодействие со сверстниками.

13. Сюжет «Вылечим медвежонка».Задачи:уточнить и расширить игровые действия.

14. Сюжет «Игрушки у врача»

Задачи : учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

15. Сюжет «Больница для птиц и зверей». Задачи : обогащение социально- игрового опыта у младших дошкольников , развитие игровых умений по сюжету « Больница для зверят » .

Проект:

«МДОУ Детский сад №81» г.Ярославль

( II младшая группа)

Подготовили воспитатели: Дьячкова И.В.

Колосова С.В.

Вид проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: 3-4 года.

Тип проекта: краткосрочный, 2 недели с 01.11.2016 по 15.11.2016.

Место реализации проекта: МДОУ Детский сад №81.

Актуальность: неумение детей развертывать ролевое взаимодействие - ролевой диалог, узость сюжета игры.

Цель: Обогащение игрового опыта детей, подведение детей к созданию собственных игровых замыслов.

Задачи: - способствовать обогащению игрового опыта посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию;

Развивать умение выбирать роль, выполнять в игре несколько взаимосвязанных действий (врач-пациент, медсестра-пациент).;

Поощрять попытки детей самостоятельно подбирать атрибуты;

Воспитывать интерес к игре.

Этапы реализации проекта.

  1. I. Подготовительный этап.

Изучение условий реализации проекта;

Определение целей и задач;

Создание условий для реализации проекта;

Подготовка оборудования: чемоданчик доктора с инструментами, халат и шапочка доктора, иллюстрации, игрушки заменители;

Разработка перспективного плана работы;

Подборка методического пособия и литературы для работы над проектом.

  1. II. Практический этап.

Формы и методы работы.

Познавательное развитие. Экскурсия в медицинский кабинет.

Задачи: - знакомить детей с трудом врача (осмотр горла, кажи, измерение температуры градусником и т.п.);

Формировать уважение к доктору.

Беседы.

«Здоровье и болезнь»

Задачи: способствовать формированию представлений о здоровье, болезни, о том, что помогает быть здоровым.

«Что нужно делать, что бы не болеть»

Задачи: формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.

«Здоровье и чистота»

Задачи: формирование привычки следить за чистотой тела, рассказать, что здоровье зависит от чистоты.

«Я и мое здоровье»

Задачи: формировать элементарные представления о том, как надо заботиться о здоровье.

«Профессия врач»

Задачи: познакомить детей с профессией врача.

«Что нужно доктору для работы»

Задачи: познакомить детей с медицинскими инструментами.

«Что делает мама когда я заболел?»

Задачи: формировать умение осознавать необходимость лечения.

Социально-коммуникативное развитие.

Игры-ситуации.

«Игрушки у врача»

Задачи: учить детей уходу за больными и использованию медицинских инструментов. Ввести понятие «больница», «больной», «лечение».

«Путешествие с доктором Айболитом»

Задачи: учить детей игровым действиям, их выполнению в определенной последовательности.

«Путешествие с доктором Айболитом »

Задачи: продолжать работу по развитию и обогащению сюжетный игр.

«Катя заболела»

Задачи: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой. Способствовать обогащению сюжета детских игр.

«Скорая помощь увозит куклу Катю в больницу»

Задачи: формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач-больной).

«Лесная больница»

Задачи: формировать у детей умение брать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты, способствовать возникновению ролевого диалога.

Сюжетно-ролевая игра «Больница»

Цель: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница».

Задачи: - развивать способность брать на себя роль (врач, медсестра, пациент);

Учить действовать с предметами заместителями;

Формировать умение сопровождать свои действия словесным обозначениями.

Развитие речи.

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Айболит», «Федорино горе»; В.Берестов «Больная кукла»; Е.Благинина «Больной зайка».

Обогащение словаря:

Профессии: медицинская медсестра, врач, пациент;

Инструменты: шпатель, градусник, фонендоскоп, шприц, пипетка, таблетки, витамины, йод, зеленка, бинт, вата.

Художественно-эстетическое развитие.

Лепка: витаминки для куклы Кати.

Рисование: дорожный знак «Больница».

Физическое развитие.

Ежедневная зарядка, ежедневные прогулки, подвижные игры, гимнастика после сна, физкультурные занятия.

Работа с родителями.

Попросить сшить халат и шапочку для врача, познакомить с книгами о профессии доктора для домашнего чтения, ширма «Здоровый образ жизни семьи».

  1. III. Заключительный этап.

Внедрение в самостоятельную деятельность основного процесса путем наблюдений и игр.

Предполагаемый результат: - отсутствие страха перед докторами;

Дети буду чаще использовать для игр сюжетно-ролевую игру «Больница» и с большим интересом играть в нее.

Продукт проекта: халат и шапочка доктора.

Валентина Амельченко
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Больница» во второй младшей группе

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница » во второй младшей группе .

Цель : Сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Больница » .

Задачи :

Развивать умение выбирать роль (врача, медсестры, пациента) ;

Выполнять в игре с игрушками несколько взаимосвязанных действий (слушает больных , назначает лечение, делает укол, ставит градусник, др.);

Учить взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (врач - больной ) ;

Формировать умение сопровождать свои действия словесными обозначениями;

Развивать диалогическую форму речи;

Помогать доброжелательно общаться друг с другом.

Оборудование и материалы :

Для игры "Волшебный мешочек" (внутри : градусник, бинт, шприц)

Детский набор "Больница " (градусник, шприц, фонендоскоп, бинт, вата, др.) ;

Стулья для пациентов;

Халаты для доктора и медицинской сестры;

Предварительная работа с детьми :

Экскурсия в медицинский кабинет с целью наблюдения за работой медицинской сестры в детском саду;

- беседы на тему : "Поход к врачу в поликлинику" и др.

- рассматривание иллюстраций : «Больница » , «Аптека» ;

Чтение художественной литературы : К. Чуковский "Айболит, В. Сутеев «Про бегемота, который боялся прививок» ;

Дидактические игры ;:«Кто это?» , «Кому что нужно, «Что делает?» .

Создание и проигрывание игровых и проблемных ситуаций;

Обучение игровым приемам.

Игровые роли и правила :

На начальном этапе в игре ведущую роль берёт на себя воспитатель - роль доктора, медсестры, а в дальнейшем эту роль выполняют сами дети (совместные действия со взрослым по подражанию, по образцу) .

Ход игры:

Дети заходят в группу , встают вокруг воспитателя.

Воспитатель : Ребята отгадайте загадку :

Громко кашляет Серёжа.

У него бронхит, похоже.

В поликлинику звонят,

И Серёже говорят :

– Ты не бойся и не плачь –

К тебе едет добрый Дети дружно : (врач)

Воспитатель : Правильно, ребята, это врач.

Воспитатель : Если кто-то заболел, взрослые или дети, мы куда обращаемся?

Дети : В больницу , в поликлинику.

Воспитатель : В чем же заключается работа врача?

Дети : Осматривать больных , назначать лечение.

Воспитатель : А, каким должен быть врач?

Дети : Внимательным, заботливым, добрым.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Что ж, наступил наш час, поиграем мы сейчас! Хотите играть?

Дети : Да!

Воспитатель : Ребята, давайте с вами поиграем в игру «Что нужно доктору? Для этого мы возьмем наш волшебный мешочек.

(дети выбирают из предложенных предметов нужные врачу и рассказывают, для чего, по их мнению, нужен тот или иной предмет).

Шприц - делать укол.

Термометр - измерять температуру.

Вата - смазывать раны.

Бинт - перевязать рану.

Воспитатель : Дети кто-то у нас в уголке плачет. Ой, да ведь это кукла Катя. Сейчас я у неё спрошу, что случилось и вам расскажу.

Воспитатель : У куклы Кати болит горлышко. Она гуляла на улице промочила ножки и простудилась. Надо срочно что-то делать. Я придумала!.

Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я буду доктором.

Здесь у меня больница , мой кабинет. Здесь лежат лекарства,

градусники, шприцы для уколов, бинты…

А еще мне нужна помощница - медсестра. Она будет выписывать рецепты и делать процедуры. Кто хочет мне помощь? (выбираем медсестру из детей) .

Ну вот Катюша давай я тебя осмотрю.

Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя.

В лёгких чисто, открой ротик : а вот горлышко красное.

Сейчас медсестра напишет тебе рецепт : это сироп от кашля. И ты обязательно поправишься.

Воспитатель : До свиданья Катюша больше не болей .

Ребята, а теперь давайте кто-то из вас будет доктором.

Открыта больница для всех , приходите лечиться поскорее. Приходите на прием к врачу. Чтобы не толкаться, не мешать друг другу пациенты могут присесть на стульчики и ждать своей очереди. Посмотрите сколько пациентов сидят на стульчиках и у всех что то болит, давайте им поможем?

Дети -даваааааайте!

Выбираем доктора и медсестру среди ребят. (Пример : доктор- Гоша, медсестра - Ксюша) .

Воспитатель выступает в роли наблюдающего и в случае надобности помогает корректировать игровые действия детей.

Врач (Гоша) : Здравствуйте, больной ! Проходите, садитесь! Что у вас болит?

Пациент (ребенок) : Здравствуйте. Я упал и у меня болит рука.

Врач : Давайте посмотрим, что у вас с рукой. Какая большая рана , сейчас мы её обработаем хорошо, смажем йодом, вот так. Пройдите, пожалуйста, к медицинской сестре, она вам сделает обезболивающее лекарство (делает шприцом укол) . Выздоравливайте. До свидания.

Пациент : Здравствуйте.

Врач : Здравствуйте. Проходите, садитесь. Расскажите, что случилось?

Пациент : У меня болит живот.

Врач : Давайте посмотрим, послушаем больного фонендоскопом : «Дышите, не дышите» (врач осматривает больного ) . Медсестра выпишите больному таблетки .

Воспитатель : Все люди проходят осмотр, делают прививки, осматриваются врачом. Видите ребята, врачи помогают и взрослым и детям. За это мы им скажем что?

Дети : Спасибо!

Воспитатель : Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье -

Он больше всех бывает рад !

Публикации по теме:

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «Парикмахерская» во второй младшей группе Задачи: Формировать умение принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия Формировать умение взаимодействовать.

Конспект проведения сюжетно-ролевой игры во второй младшей группе Тема: «День рождения куклы Кати» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» Задачи: ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Больница» (2 младшая группа) Цель: учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые.

Сюжетно-ролевая игра «Больница» первая младшая группа. Образовательная область «Социализация» 1. Формировать у детей умение принимать.

Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе «Больница» Конспект сюжетно-ролевой игры в старшей группе на тему: «Больница» Подготовила и провела воспитатель: Ежкова Т. В. Сопутствующая игра: «Дочки.

Сюжетно-ролевая игра «Больничка» для дошкольниковДля того чтобы игра в детском саду стала интересной ее нужно организовать воспитатель должен придумать сюжет и вовлечь детей в игру. Я хочу показать одну из игр которая очень нравится моим детям.

В дошкольном возрасте сюжетно — ролевая игра является основным видом самостоятельной деятельности ребёнка, имеет решающее значение для физического нравственного и трудового воспитания, для познания окружающего мира.

Как известно, в игре нет прямой зависимости ребёнка от взрослого и он получает большую самостоятельность, чем в учебной и трудовой деятельности. Однако формы игровой деятельности усваиваются детьми под руководством взрослых, и этот процесс начинается очень рано.

Первоначально сама принимаю активное участие в играх подсказываю детям, как построить сюжет, распределить роли, подобрать игрушку, подводя их к самостоятельной организации игры.

Остановлюсь на формировании сюжета наиболее любимой ребятами игры в «больницу» .Первое, что я сделала, это познакомила их с книгой К. Чуковского «Айболит», обратила внимание на обложку, на которой нарисован доктор в белом халате, рассмотрели иллюстрации о том, как Айболит лечит зверюшек. Все дети проявили большой интерес к содержанию книги, увлеклись красочными иллюстрациями. Сценарий игры: «Больница»
Задачи: Формировать у детей умения принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия, использовать во время игры медицинские инструменты и называть их; способствовать возникновению ролевого диалога, формировать чуткое, внимательное отношение к заболевшему вызвать сочувствие к заболевшим игрушкам.

Предварительная работа: экскурсия в кабинет медсестры, чтение худ. литературы, рассматривание сюжетных иллюстраций.

Атрибуты: игрушки: кукла, мишка, зайка, кошка; шапочки, халаты детские; комплект игры «Доктор»: градусник, шприц, бинт, вата, пипетка, фонендоскоп.

Игровое задание: вылечить больных игрушек. Ход игры:Воспитатель загадывает загадку:

Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней? (Доктор)

Воспитатель: Правильно, ребята, это доктор, а теперь посмотрим, что у вас в коробке?

Дети достают из коробки медицинские принадлежности, рассматривают и называют их.

Воспитатель: Ребята, слышите, кто-то у нас в группе плачет. Ой, да ведь это кукла Маша. Давайте узнаем, что случилось с Машей?

Кукла сообщает, что она заболела.

Наша кукла заболела.

Утром даже не поела.

Еле глазки открывает,

Не смеётся, не играет.

Целый день она молчит,

Даже «мама» не кричит.

Воспитатель: Давайте спросим Машу, что у нее болит, где у нее болит?

Дети спрашивают. Кукла показывает: у меня вот тут болит.

Воспитатель: Что болит у Маши?

Дети: Голова.

Кукла показывает, а воспитатель предлагает назвать, что еще болит у куклы. Дети догадываются, что болит горлышко. Кукла жалуется: мне даже больно глотать!

Воспитатель: Надо срочно что-то делать. Как помочь Маше? Чем помочь?

Я придумала. Сейчас я надену белый халат и буду её лечить. Я — доктор. Здесь у меня больница, мой кабинет. Здесь лежат лекарства, градусники, шприцы для уколов, бинт.

Воспитатель: Как будем лечить Машу?

Дети начинают предлагать: измерить температуру, дать лекарство и пр. Воспитатель выслушивает всех.

Воспитатель: Вот молодцы, все хотят помочь! Давайте начнем. Помогайте мне.

— Здравствуйте, больной! Проходите, садитесь! Что у вас болит голова, горлышко?

Воспитатель: Сейчас возьму фонендоскоп и послушаю тебя. В лёгких чисто. Давай посмотрим горлышко, открой ротик пошире, скажи «а-а-а-а». Ещё нужно температуру измерить — поставим ей градусник. У нашей куклы — ангина. Дадим ей таблетки и обрызгаем горлышко.

Ожила вдруг кукла снова,

Вот теперь она здорова!

Может глазками моргать.

Наклоняясь, маму звать.

Воспитатель: Маша, чтобы не болеть, по утрам нужно обязательно делать зарядку.

Физ. минутка

Все ли вы по утрам делаете зарядку? Давайте сделаем вместе её.

Солнце глянуло в кроватку,

Раз, два, три, четыре, пять.

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать.

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться - три, четыре.

И на месте поскакать.

На носок, потом на пятку.

Все мы делаем зарядку.

(Дети делают те движения, о которых говорится в стихотворении,

повторяя за воспитателем слова.)

Воспитатель: А теперь у меня будет обед. На моё место придёт другой врач. Саша, давай ты, теперь будешь врач. Надень белую шапочку, халат ты теперь врач, ты будешь осматривать больных и назначать лекарства. Марьяна будет медсестрой, она будет лечить больных: ставить уколы, давать таблетки.

Воспитатель: Вова, заболел зайка и тоже в больницу пришёл.

Зайка ушко простудил —

Форточку закрыть забыл.

Нужно доктора позвать

И лекарства зайке дать.

Воспитатель: Что болит у зайки? Как ему поможем? (ответы детей).

Воспитатель: Максим, мишка тоже заболел.

Плачет мишка-медвежонок

Уколол его ежонок

Прямо в носик черный

Лесовик проворный

Воспитатель: Что болит у Мишки? Как ему поможем? (ответы детей)

Воспитатель: Егор, кошка Мурка тоже заболела.

Несчастная кошка поранила лапу,

Сидит и ни шагу не может ступить.

Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,

Нам нужно к врачу поскорей поспешить

Воспитатель: Что болит у Мурки? Как мы ей поможем? (ответы детей)

Воспитатель раздаёт детям игрушки, просит пожалеть свои игрушки, успокоить их и предлагает встать в очередь к врачу, чтобы он смог им помочь.

Игра продолжается.

Заключение

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли своим игрушкам, всех вылечили! Вам понравилась игра? Во что мы сегодня играли? (в доктора). Правильно!

Всегда внимательно, с любовью

Наш доктор лечит вас, ребят.

Когда поправит вам здоровье —

Он больше всех бывает рад.

Ребята очень активно и дружно принимали участие в игре. Лечили животных, кукол и друг друга им было очень интересно.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум