Технология использования ментальные карты доу. Ментальная карта: нарисуй и все поймешь. Анализ жизненных ситуаций

Доброго времени, Уважаемые читатели и гости блога!
Сегодня я хочу поговорить с Вами об одном интересном приеме, который поможет вам лучше и эффективнее анализировать любую информацию: ментальная карта – примеры некоторых из них вы узнаете из этой статьи.

Прием этот не так уж сложен, а его применимость не знает границ. Ведь все мы иногда попадаем в ситуацию, когда нужно срочно разобраться в каком-то деле, материале или, может быть, даже в собственной жизни? В этом случае вам точно стоит познакомиться с майндмэппингом!

Небольшой план статьи:

  • Что такое ментальная карта?
  • Как создаются интеллект карты?
  • На что обратить внимание при майндмэппинге
  • Виды программ для создания ментальных карт
  • Применение ментальных карт в жизни.

Что за зверь такой?

Ментальные карты (майндмэппинг, maindmapping) – удобный способ структурирования информации, где главная тема находится в центре листа, а связанные с ней понятия располагаются вокруг в виде древовидной схемы .

Здесь удачно совмещены психология, мнемоника и нейролингвистика. В этой статье ты увидишь примеры таких карт.

Одна из моих карт, план на месяц:

Впервые эту технику предложил Тони Бьюзен, британский психолог. Он объясняет высокую эффективность ментальных карт особенностью человеческой психологии воспринимать информацию целиком и нелинейно, как бы сканируя.

Поэтому привычные нам километры текста в обычных конспектах так быстро утомляют и надоедают, вы сами знаете.

Как это делается?

Как сказано выше, ментальная карта – это такая объемная древовидная система. В самом начале использования вам нужно определиться с темой – словом или небольшим определением, которое будет задавать направление всем вытекающим данным.

«Вытекающим» сказано не просто так: вам нужно задавать различные течения последующей информации, рисуя новые и новые ветви.

Огромный плюс использования ментальных карт состоит в том, что здесь, фактически, не может быть лишней информации! Все подробности, которые были бы опущены в обычной таблице или конспекте, найдут свое место на менее крупных ответвлениях нашей системы, а подробности этих подробностей – на еще более мелких веточках!

В этом плане использование ментальных карт очень удобно, когда нужно разобраться в собственных мыслях и желаниях.

Вы можете фиксировать все что угодно, все ассоциации и всплывающие мысли, без проблем структурируя информацию на основную и вытекающую: цельная картина сложится сама собой.

Несколько деталей, на которые следует обратить внимание:

1. Яркие цвета

Психология человека устроена таким образом, что сначала мы воспринимаем цвета, линии, общую структуру, а потом уже вдаемся в символы, коими и являются буквы, составляющие текст. Поэтому полезно выделять выдающиеся моменты яркими ручками, маркерами, карандашами и прочим.

2. Особенные стили

Основываясь на том же принципе психологии, будет неплохо, если при использовании карты каждая ветвь будет оформлена в каком-то особенном, отличном от других ветвей стиле. В этом случае будет меньше шансов спутать информацию, так как данные не будут ассоциироваться друг с другом на подсознательном уровне.

3. Система обозначений

Цепочка мыслей в сознании может возникать очень быстро, и так же быстро сменяться другой. Поэтому, чтобы исключить риск неполного заполнения ментальной карты, рекомендую заранее придумать и ввести в использование свою собственную систему символов: для экономии времени.

4. Иллюстрации и изображения

Не ограничивайтесь одним только текстом. Дополнительные визуальные материалы сделают заключенную в карту информацию еще более простой для восприятия.

5. Дополнительные заметки

Весь эффект может быть потерян, если вы начнете перебарщивать с текстом. Для углубления материала можно использовать сноски на специальные небольшие бумажки-закладки, где упомянутая тема будет пояснена чуть более подробно, чем это позволяет карта.

6. Однозначность

Четко излагайте материал на уровнях карты, в противном случае ментальная карта так и не выполнит своей главной задачи: не поможет вам успешней анализировать информацию.

Компьютерные программы

Вам не обязательно составлять всю карту от руки, ведь существуют специальные программы, помогающие выполнять майндмэппинг в цифровом режиме.

Вот некоторые из них:

iMindMap — именно эту программу я использовал раньше, очень удобна в обращении, получаются красивые и эффектные карты. C ней я хорошо знаком, в дальнейшем расскажу поподробнее.

Но она имеет существенный минус — большую стоимость, покупать стоит если собираетесь точно пользоваться постоянно, я на бумажные перешел, а в примерах мои старые карты…

Coggle – простой интерфейс и обилие функций. Позволяет создать качественные ментальные карты за короткое время. Можно загружать файлы, просто перетаскивая со своего рабочего стола.

Допускает совместную работу над одной картой. Присутствует функция отмены, а также подробная история изменений.

Xmind – популярная кросс-платформенная программа, существующая в платной и бесплатной версиях. Помимо майндмэппинга поддерживает диаграммы исикавы. Достаточно полезен для тайм-менеджмента.

Mapul – платная программа, работающая на ежемесячной подписке. Отлична своим оригинальным оформлением. Хорош для создания рукописных карт, в настройках есть русский язык.

MindMeister – простая программа без запутанного интерфейса. Есть приложение для Android и iOS. Вообще платная, но имеется бесплатная пробная версия. Позволяет работать совместно в режиме реального времени.

WiseMapping – программа, позволяющая работать над картами в режиме онлайн, без скачивания на свой компьютер. Поддерживает как совместную, так и персональную работу. Позволяет экспортировать готовый продукт в другой формат, вставлять в сайты, презентации и прочее.

Применение интеллект карт

Ментальные карты могут пригодиться в самых разных областях нашей жизни:

1. Изучение нового материала

Как в школах, вузах и на различных курсах, так и при самообразовании. Имеет смысл отказаться от привычных линейных конспектов и перейти на ментальные карты.

С интеллект картами воспринимать новую информацию становится проще. Это происходит из-за акцентированных причинно-следственных связей, поэтому процесс овладевания материалом идет быстрее.

К тому же, это может сэкономить время, поскольку при написании длинных конспектов у тебя уходит время и на написание, и на последующее перечитывание не очень важного материала.

А поскольку в срезах информации ты оформляешь все темы и подтемы как многоуровневую систему, у тебя не будет уходить время на долгий поиск и расшифровку материала.

Поэтому майндмэппинг является достойной альтернативой.

2. Анализ жизненных ситуаций

Когда бывает сложно понять, что нужно делать, какой выбор совершать и какие действия предпринимать, майндмэппинг также приходит на выручку.

Последовательно раскладывая информацию по полочкам-ветвям, можно неожиданно для себя увидеть ситуацию с новых сторон , разобраться с деталями и обнаружить незаметные на первый взгляд выходы и возможности.

3. Самопознание

Трудно определяться с профессией, профилем учебы, да и вообще жить в современном мире, если ты сам не знаешь, что можешь и чего хочешь.

Карты ума позволяют аккуратно проанализировать свои эмоции, чувства и вкусы, помогая выявить порой неожиданные причины настоящего положения вещей.

4. Саморазвитие

С помощью ментальных карт довольно удобно контролировать собственный прогресс и продвижение к поставленным целям. Это также помогает организовать свое время и распределение усилий, не позволяя укрыться от внимания мелочам, игнорирование которых часто приводит к убыткам.

5. Планирование

Я довольно часто составляю план в виде карты, например практически каждая статья на блоге начинается с составления плана статьи, более подробно об этом можно .

Ну а составленный план на месяц вы можете посмотреть на примере выше, там как раз изображен план на декабрь, правда 2014 года…

А мы ведь стремимся к успеху, верно? Никогда не сдавайся, и пусть интеллект карты будут вашими верными помощниками даже в самых запутанных ситуациях!

На этом думаю пора заканчивать, всего доброго!

Проектная деятельность в ДОУ через ментальные карты

Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации обучения.

Достоинства проектной деятельности:

    Воспитанники ДОУ видят перед собой конечный результат - вещь, которой могут пользоваться в быту, которую они сделали своими руками, вложили в нее свою душу, а ради этого стоит потрудиться. Создание прекрасного своими руками возвеличивает человека в собственных глазах, воспитывает нравственно.

    Позволяет выявить и развить творческие возможности и способности дошкольников, научить решать новые нетиповые задачи, выявить качества и способности детей.

    Помогает воспитаннику самоопределиться - именно при выполнении творческого проекта дети задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что надо еще успеть сделать и чему научиться.

    Учитываются индивидуальные способности воспитанников.

    Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, ответственность за совместную работу, желание помочь другим, умение работать в команде и доводить до конца начатое дело.

Предлагаю вам вариант формы организации и оформления проектной деятельности через ментальные карты.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карта памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Ментальная карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Тони Бьюзен (разработчик и автор) - известный писатель, лектор и консультант по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления.

Изучая проект по теме «Транспорт», схематически можно оформить его так:

При этом необходимо поставить цель проектной деятельности, задачи, которые вы хотите решить, указать возрастные особенности группы дошкольников. Этапы реализации и темы проекта отражены в виде цветных линий – разветвлений. Эта форма оформления позволяет внести изменения или наоборот дополнения в проектную деятельность. Продукт проекта можно также оформить в виде ментальных карт, при этом используя картинки – аппликации или рисунки для творческого и самостоятельного развития дошкольников.

В качестве примера продукта – ментальной карты проекта хочу предложить вариант по теме «Зимние виды спорта».


Форма ментальных карт будет зависеть от возраста дошкольников, их способностей и интересов. Желаю удачи в реализации ваш ей проектной деятельности.

Источник литературы

Турмасова Ирина Владимировна

старший воспитатель


Использование ментальных карт в образовательном процессе детского сада

Высокие темпы развития современного общества обусловливают необходимость постоянного, поиска педагогических инноваций, интенсифицирующих процесс качественного обучения. В связи с этим объективная реальность современного общества не позволяет нам работать по-старому, приходится осваивать новые понятия, новый терминологический аппарат, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем дидактические принципы, реализуя их на качественно новом уровне.

Изучая метод проектной деятельности, я столкнулось с методом планирования «ментальная карта». Этот метод показался мне интересным, достаточно простым в использовании и идеальным для работы в детском саду. В дошкольном образовании составление ментальных карт легко войдёт в систему планирования работы с педагогами, детьми и родителями.

Для начала, что такое ментальные карты.

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Ментальные карты (майндмэппинг, интеллект-карта) - это удобная и эффективная техника мышления и альтернативной записи. Ее можно применять для создания новых идей, фиксации идей, анализа и упорядочивания информации, принятия решений и много чего еще.

Первые примеры создания интеллектуальных карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Он систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии.

Виктория Прокопович

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде подталкивают воспитателей к насыщению развивающей среды ДОУ макетами, схемами, алгоритмами действий. Одним из инновационных и эффективных методов познавательного развития и развития речи ребёнка является использование интеллектуальных карт .

Интеллект-карта (или «карта ума» ) представляет собой информацию, изображаемую в графическом виде на большом листе ватмана. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные , ассоциативные и т. д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области.

Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.

При составлении данного дидактического пособия используется весь интеллектуальный и творческий потенциал. Совместно с детьми мы изготовили интеллект-карту на тему «Осень » .

Цель : систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях , развитие связной речи.

Задачи по познавательному развитию :

1. Расширять, обобщать и закреплять представления детей о сезонных изменениях в природе (осень ) .

2. Воспитывать бережное отношение к природе и её обитателям.

Задачи по развитию речи :

1. Учить детей рассуждать, последовательно излагать свои мысли, комментировать, сопровождать свои действия речью.

2. Формировать умение отвечать на вопросы распространенно.

3. Развивать связную речь.

Мы выделили путем рассуждений основные разделы, которые потом перенесли на лист :

1. Осень в лесу (грибы и животные) .

3. Огород.

4. Человек осенью .

5. Перелетные птицы.

Такие признаки, как разноцветные листочки, дождь, ветер, пасмурное небо, и осенние месяцы мы присоединили к слову «Осень » , нашей центральной теме в центре листа

Не судите строго - это наш первый опыт работы по данному методу.






Публикации по теме:

Вдетском саду нам некогда скучать. Весь день у нас расписан наперед, нам даже иногда не хватает времени переделать все запланированное,.

Актуальность: Требования к развивающей предметно-пространственной среде в соответствии с ФГОС подталкивают нас к насыщению развивающей.

Цель: Развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в вопросах экологии. Активизировать мыслительно-поисковую деятельность.

Цель. Продемонстрировать педагогам метод интеллект-карт для использования в проектной деятельности с детьми дошкольного возраста. 1 часть.

Цель. Демонстрация методов и приемов формирования здорового образа жизни у воспитанников посредством организации интегрированных форм детской.

Для современного этапа системы образования характерно использование новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного.

Первую осень в нашем детском саду, мне хотелось бы начать со строк Алексея Плещеева Осень наступила, Высохли цветы И глядят уныло Голые.

Елена Кудерова

Введение ФГОС ДО, потребовало поиска новых форм и методов организации образовательной деятельности.

Изучая литературу и интернет – ресурсы в поиске новых форм и методов интерактивного обучения, я обратила внимание на методику составления ментальных карт.

Что такое ментальные карты?

Термин «ментальная карта» был введен английским психологом Тони Бьюзаном и с английского языка дословно переводится, как

«карта ума, мысли», а означает технику визуализации мышления, благодаря которой возможно запоминать большие объемы информации. Чтобы поток мыслей превратить во что-то более осмысленное и результативное создание ментальных карт происходит посредствам упорядоченного плана в виде схем и рисунков.

Уникальность этого способа в том, что он одновременно включает в работу левое и правое полушарие головного мозга, тем самым, позволяя использовать в полной мере наш потенциал.

Перед вами пример ментальной карты.

Тони Бюзен говорит, что именно так наш мозг и мыслит. Такими вот пучками (он называет это радиальной схемой) и ассоциациями. А значит именно такой формат подачи информации самый понятный для нашего мозга.

Суть ментальной карты заключается в том, что основная тема располагается в центре листа, становясь фокусом внимания. Пишутся не фразы, а слова-ассоциации, ключевые слова, которые передадут смысл всей фразы.

Эти слова размещают на ветвях, расходящихся от центральной темы. Для лучшего запоминания могут использоваться рисунки.

Каким образом метод ментальных карт можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста? Дошкольнику совершенно не обязательно знать всю суть и философию создания ментальных карт. Детям нравится участвовать в процессе, и хочется, чтобы процесс был динамичный и веселый. Поэтому знакомство ребенка с ментальными картами следует начинать, выбирая для начала самые простые понятия, знакомые ребенку, и организовывать элементы в основные категории.

Например, выберем понятие лес. Ребенку необходимо подумать, что находится в лесу: деревья -хвойные (сосна, ель) и лиственные (береза, тополь, дуб и др., животные - хищные (волк, лиса и др.); травоядные (заяц, белка, лось и др.); всеядные (медведь, птицы - перелетные (журавль, ласточка, грач и др.); зимующие (снегирь, синица, дятел и др., насекомые (бабочка, муравей, кузнечик и т. п., грибы съедобные (масленок. груздь, подберезовик, несъедобные (мухамор, поганка). Из понятий составляется ментальная карта - схема. Так как дети не умеют писать и читать вместо названий и понятий используем изображения (картинки).

Составленная ментальная карта поможет ребенку начать видеть связи между объектами и явлениями, а также превращать все это в логическую интеллектуальную систему.

Целевые ориентиры образования на этапе завершении дошкольного

образования по итогам освоения программы предполагают формирование у детей способности планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

Итоги изучения дошкольной зрелости у наших воспитанников на начало учебного года показывали низкий уровень развития этих способностей.

Использование метода ментальных карт в моей работе позволило повысить уровень развития умения планировать свои действия на 6%.

Рассмотрим пример использования методики составления ментальных кар т.

Предположим, перед детьми поставлена задача - вырезать снежинку.

Прежде, чем приступить к работе, ребенку предлагается составить карту – схему (план) по которой он будет выполнять задание. Для этого ему необходимо выбрать материал, из которого можно вырезать снежинку, инструменты и способ вырезывания.

В начале знакомства с ментальной картой ребенок карту – схему может выполнить из заранее приготовленных педагогом картинок, стрелки можно нарисовать карандашом (фломастером).

В дальнейшем для составления карт ему потребуются только карандаши (фломастеры, ручки) и чистый лист бумаги.

Обратите внимание, при составлении карты - схемы ребенку предлагаются варианты используемых материалов, инструментов и ему необходимо сделать выбор.

Возможно, что выбор материала будет сделан не верно. Начав действовать по составленной карте – схеме ребенок поймет это, тогда ему придется корректировать свои действия.

Рассуждать будем так:

Нужно вырезать снежинку. Положу картинку снежинки по - середине листа.

Чтобы вырезать снежинку из материалов мне подойдет белая бумага, (белая - потому что снежинка белого цвета); из инструментов ножницы (ножницы – потому что бумагу удобней резать ножницами) и карандаш, чтобы нарисовать узор. Выберу способ вырезывания снежинки. Возможно, кто – то возразит: «Схемами пользовались всегда». Да! Но в традиционном обучении мы давали детям готовые схемы и последовательно шли к конечному результату. При использовании методики составлении ментальных карт мы от желаемого результата выстраиваем цепочку действий, которые приведут к поставленной цели. В этом есть суть развивающего обучения – активно – деятельностного подхода.

Имитационная игра.

В детском саду праздник. Будет много гостей. Гостей принято угощать, но повар заболел. Я предлагаю вам стать поварятами.

Задание: Выберите, какое блюдо вы хотите приготовить (компот, салат, торт). Составьте план приготовления блюда используя метод ментальных карт.

Рефлексия.

В заключении мастер – класса предлагаю ответить на вопрос: При формировании каких знаний, умений, навыков можно использовать метод ментальных карт?

Итог.

Ментальные карты могут стать инструментом для формирования предпосылок учебной деятельности: умения ставить цели и планировать свое время, свои действия

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по развитию способности организации действия у дошкольников Консультация для педагогов "Современный подход к организации образовательного процесса для успешного овладения детьми способностью организации.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Мастер-класс для педагогов «У игры свои секреты. Изготовление бабочек для игры» Мастер класс. Тема: Выполнила:Арусланова Н. Н. Цель: способствовать повышению интереса педагогов к поиску интересных методов и технологий.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 6 «Аленка» ст. Келермесской Мастер –.

Мастер - класс Тема: «У игры свои секреты» Дата проведения: 13.04.2017 Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов, через дидактические.

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников» Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум