Игра и фгос дошкольного образования. Современная игровая деятельность в условиях фгос. Игра «Веселые скрепки»

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Игра – одна из ведущих видов деятельности ребенка в дошкольном детстве. В игре ребенок сам стремится научиться тому, что он еще не умеет, в игре происходит непосредственное общение со сверстниками, развиваются нравственные качества

3 слайд

Описание слайда:

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка (пункт 2.7. ФГОС ДО), посредством которой реализуются содержание пяти образовательных областей: «Социально - коммуникативное развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие»; «Художественно - эстетическое развитие»; «Физическое развитие». Игра является основным видом деятельности детей, а так же формой организации детской деятельности. Конкретное содержание игровой деятельности зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется задачами и целями Программы, это отражено в Стандарте дошкольного образования.

4 слайд

Описание слайда:

В пункте 2.7. ФГОС ДО определены особенности развития игровой деятельности ребенка: - для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет) - игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками).

5 слайд

Описание слайда:

Для развития ребенка важно развивать игровую деятельность, поскольку это позволит достичь формирование социально-нормативных возрастных характеристик (пункт 4.6 ФГОС ДО): ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

6 слайд

Описание слайда:

Существует несколько классификаций игр Игры, возникающие по инициативе ребёнка (детей) Игры, возникающие по инициативе взрослого Игры, идущие от исторически сложившихся традиций

7 слайд

Описание слайда:

Сюжетно-ролевая игра Д. Б. Эльконин называл сюжетно-ролевой игрой деятельность творческого характера, в которой дети берут на себя роли и в обобщенной форме воспроизводят деятельность и отношения взрослых, используя предметы-заместители. Осваивая сначала действия с предметами, затем с заместителями, ребенок в игре постепенно начинает мыслить во внутреннем плане.

8 слайд

Описание слайда:

Сюжетно-ролевые игры подразделяются на: игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздник», «дни рождения» (большое место уделяется кукле). игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей (школа, магазин, библиотека, почта, транспорт: поезд, самолет, корабль). игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т. д.). игры на темы литературных произведений, кино-, теле- и радиопередач: в «моряков» и «летчиков», по содержанию мультфильмов, кинофильмов и т. д.

9 слайд

Описание слайда:

Прежде чем начать играть, дети придумывают замысел Итак, усложнение в развитии игрового умения выражается в следующем: - сначала замысел игры появляется по инициативе взрослого; - потом - с помощью взрослого; - в дальнейшем ребёнок определяет замысел игры по собственной инициативе.

10 слайд

Описание слайда:

Замыслы детских игр могут быть как однообразными, так и разнообразными. игры - содержательно интересными, требуется серьёзный подход к планированию и проведению работы по ознакомлению с окружающим миром (образовательная область «Познавательное развитие» (пункт.2.6 ФГОС ДО). Решение педагогом задач этой образовательной области позволит детям успешно осваивать в интеграции содержание других образовательных областей, в том числе, ОО «Социально-коммуникативное развитие»: общение и взаимодействие в сюжетно-ролевой игре, умение быть внимательным к чувствам и эмоциям других и т.п.

11 слайд

Описание слайда:

Содержание работы организуется в соответствии с возрастом воспитанников: 2-я младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры(индивидуальные и малыми подгруппами) Средняя группа - освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей Старшая группа - обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета Подготовительная группа - формирование и педагогическая поддержка детского коллектива как играющего детского сообщества

12 слайд

Описание слайда:

Требования к проведению игры Направления руководства игрой Задачи руководства игрой Обогащение содержания игры 1.Побуждать переносить в игру события из повседневной жизни и тем самым осваивать назначение и свойства предметов. 2.Способствовать умению ставить разнообразные игровые задачи. Формирование предметных способов решения игровых задач 3.Обогащать развёрнутые игровые действия с игрушками разнообразным содержанием. 4.Своевременно формировать игровые действия с предметами - заместителями.

13 слайд

Описание слайда:

К старшему дошкольному возрасту, игра ребёнка приобретает «политематизм». Игра становится самостоятельной деятельностью. Дети всегда сами определяют замысел игры или поддерживают предложение сверстников. Они самостоятельно ставят игровые задачи. 5.Побуждать использовать игровые действия с воображаемыми предметами. 6.Подводить к пониманию замены отдельных игровых действий словом. 7.Способствовать тому, чтобы для решения поставленных игровых задач дети использовали разнообразные предметные способы Развитие самостоятельности 8.Развивать у каждого ребёнка самостоятельность в постановке разнообразных игровых задач. 9.Побуждать детей самостоятельно выбирать различные предметные способы для решения поставленных игровых задач. Побуждение к взаимодействию в игре 10.Поощрять интерес к играм сверстников. 11.Приучать играть, не мешая друг другу.

14 слайд

Описание слайда:

Ролевые действия в игре сопровождаются ролевой речью, на начальном этапе сюжетно - ролевой игры - ролевыми высказываниями (область «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», п. 2.6 ФГОС ДО) Таким образом, в период формирования ролевых действий обращается внимание, как на разнообразие, так и на эмоциональную выразительность движений, жестов, мимики.

15 слайд

Описание слайда:

Задачи руководства игрой дополняются следующими: - Побуждать детей принимать разнообразные роли. - Способствовать тому, чтобы при исполнении роли дети использовали различные эмоционально выразительные ролевые действия. - содействовать формированию умения сопровождать ролевые действия ролевыми высказываниями, обращёнными к игрушке - партнёру, воображаемому собеседнику, взрослому и сверстнику. В старшем дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью.

16 слайд

Описание слайда:

Задачи руководства игрой в старшем дошкольном возрасте Направления руководства игрой Задачи руководства игрой Обогащения содержания игры 1.Обогащать тематику игр, способствовать появлению интересных замыслов, для их реализации ставить репродуктивные и инициативные игровые задачи. 2.Побуждать отображать в играх разнообразные действия взрослых, взаимоотношения, общение между людьми Способы решения игровых задач 3.Поощрять за оригинальность, самостоятельность в использовании предметных способов решения игровых задач. 4.Усиливать эмоциональную выразительность и разнообразить ролевые действия, используемые для отображения взятой роли. 5.Побуждать к проявлению инициативы в общении со взрослыми и сверстниками по поводу игры, способствовать появлению ролевых высказываний и ролевой беседы

17 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие в игре 6.Побуждать ставить игровые задачи сверстникам. 7.Учить детей принимать игровые задачи, поставленные сверстниками, или тактично от них отказываться, договариваться по поводу игрового взаимодействия. 8.Поддерживать длительное взаимодействие в игре Самостоятельность 9.Продолжать развивать самостоятельность в выборе разнообразных, интересных замыслов и в постановке различных игровых задач для их реализации. 10.Поощрять выбор оригинальных предметных и ролевых способов претворения замыслов в игре. 11.Приучать самостоятельно договариваться со сверстниками в игре

18 слайд

Описание слайда:

Планирование игры по видам деятельности в течение всего образовательного процесса дидактические игры досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр Самостоятельная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

19 слайд

Описание слайда:

Организация предметно пространственной развивающей среды для организации игровой деятельности Одним из основных принципов дошкольного образования (пункт 1.4 ФГОС ДО), является амплификация (обогащение) условий развития дошкольников. Поэтому в третьем разделе Стандарта - «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста (п. 3.2.5), подчеркивается: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); поддержка спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.

Татьяна Фадеева
Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Я представляю вашему вниманию свой опыт по использованию игровых образовательных технологий во всех образовательных областях .

А начать хочу со слов неизвестного поэта, который написал :

«Я пытался достичь сердца ребенка словами,

они часто проходили мимо него неуслышанными.

Я пытался достичь его сердца книгами,

он бросал на меня озадаченные взгляды.

В отчаянии я отвернулся от него,

«Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - закричал я.

Он прошептал мне на ухо : «Приди, - сказал он, - поиграй со мной » .

Игра является одним из ведущих видов деятельности дошкольника . В течении всего периода дошкольного детства вся деятельность построена на системном подходе через игру.

И как бы ни были важна организованная деятельность , подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре . Изменилась игровая субкультура дошкольников, иными стали любимые роли и сюжеты. Следовательно, игровую субкультуру детей надо изучать и учитывать ее особенности в педагогическом процессе. Для развития ребенка игра дает :

1. Способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения .

2. Ориентироваться в сфере человеческих отношений;

3. Координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми;

4. Умение находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций , гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель игровой терапии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность “прожить” в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Главное условие реализации ФГОС - обучение детей в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью . Она активизирует волю и ум и ребенка, затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма , способствует физическому развитию. Игра нужна , чтобы ребенок рос жизнерадостным, здоровым и крепким. Наиболее углубленное изучение данной темы и обобщение изучаемого материала переросло в тематический модуль по самообразованию Игра как средство образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ».

При изучении и исследовании которой были поставлены следующие цели и задачи :

Цель : раскрытие личности ребенка и развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности .

Задачи :

Обеспечить развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умение использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.

Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.

Обогащать речь детей, содействуя развертыванию ролевого диалога в играх ;

Создать условия для совместной игровой .

Развивать самостоятельность, инициативность, воображение и творчество в играх ;

Свою работу я начала с создания условий для игровой деятельности ,то есть с предметно – пространственной среды , соответствующей требованиям ФГОС . Ведь создание условий для реализации данного направления является побуждающим фактором к игровой деятельности с целью овладения игровыми умениями, обогащение жизненного опыта.

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых , двигательную активность детей, быть содержательно-насыщенной, методически обеспеченной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Пересмотрев предметно-пространственную среду в группе , для ее улучшения, были приобретены шкафы с ящиками на колесах для удобства их использования, удобная мебель для кукольного уголка, парикмахерской, кукольного театра, изготовлена ширма.

(«В группе дети играют в различных центрах активности, которые обеспечивают разностороннее развитие детей по основным направлениям : физическом, социально-коммуникативным, познавательным, речевом и художественно-эстетическом. Все центры активности созданы с учетом интеграции содержащихся в них образовательных областей и помечены маркером»).

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры.

Сюжетно-ролевая игра - одна из творческих игр.

При организации и систематизации материала в центре сюжетно-ролевых игр (таких, как «Магазин» , «Парикмахерская» , «Больница» , «Ателье» , «Автопарк» )дало возможность детям при возникновении игрового сюжета отображать свои знания , впечатления, представление об окружающем мире, воссоздавать социальные отношения. Все оборудование находится в контейнерах с маркерами, что делает его удобным для игр в любом месте по выбору детей.

С помощью родителей сделана ширма трансформер «Машина-Корабль» . Эту многофункциональную ширму мы используем как для сюжетно - ролевых игр, так и на занятиях. Например, на машине совершаем поездку в лес или на дачу, а на корабле отправляемся в плавание на остров камней, в подводный мир рыб и ракушек или в круиз в разные страны.

В уголке ряженья можно нарядиться по своему желанию и обыграть любой образ .

В центре труда «Мастерская» ребята с удовольствием собирают и разбирают машины, умело орудуют пилой отверткой, молотком, что способствует развитию мелкой моторики рук и мышления, формированию трудовых умений и навыков, основ безопасности в различных видах труда. Игра во всех этих центрах способствует реализации социально-коммуникативного направления развития детей.

С целью художественно-эстетического развития детей есть мастерская для творчества в которой дети пробуют себя в роли скульпторов и художников,. А в музыкально- театрализованной деятельности они артисты и музыканты. Театрализованная деятельность помогает сплотить детей, объединить интересной идеей, новой для них деятельностью . В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся активными и уверенным. Свои музыкальные способности дети проявляют, играя в музыкально-дидактические игры сделанные руками воспитателей и родителей. Все это является гарантом поддержания и развития у ребят интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной или художественной деятельности , воспитанию эстетических чувств.

Для речевого развития оборудован «Книжный мир» в котором дети по желанию могут посмотреть книги, иллюстрации, соответствующие темам недели, составить рассказ по картинкам.

Для всестороннего развития имеется центр развивающих игр, где находятся игры, направленные на развитие восприятия, мелкой моторики, воображения . Дети очень любят поиграть в «Цветные колпачки» , «Бусы» , «Пуговицы» , шнуровки, разные виды мозаик, застежки. А возле сенсорной доски выстраивается очередь из желающих пощелкать выключателем, открыть и закрыть замок, покрутить диск телефона.

Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность , развитие его воображения и любознательности .

В экспериментальном уголке дети, играя в овощеводов , сеют семена, наблюдают за ростом рассады, что помогает узнать, как растут и развиваются растения, находить сходства и различия между ними, замечать интересные особенности внешнего вида. Здесь дошкольники играют в дидактические экологические игры, а также рассматривают ракушки, камни, фантазируют, делают собственные открытия.

Особое место отведено для патриотического воспитания. Время, которое ребенок проводит в нем не проходит даром :

Играя в игры «Наш город» , «Памятники Зимы» , «Микрорайон 2 -Строитель» , «Мой дом» , дети знакомятся с достопримечательностями своего города, микрорайона. Собирая паззлы «Государственные символы России» узнают о гербе, флаге. Мальчики любят изучать военную технику, сделанную руками родителей и играть в солдатиков ведь они будущие защитники нашей Родины.

Для реализации физического развития детей, есть свой уголок. Здесь все направлено на удовлетворение потребностей детей в двигательной активности, формирования навыка выполнения правил безопасности. С помощью различных подвижных игр дети знакомятся со спортивным инвентарем и усовершенствуют его. Это такие игры как «Кольцеброс» , «Городки» , «Летающие тарелки» , «Гольф» . Проводятся они на утренней прогулке и после дневного сна.

В своей работе особое внимание уделяю народным играм . В качестве одного из эффективных видов игра- терапевтических средств использую народные игры с потешками, хороводами, играми-шутками . Например «Водяной» , «Ручеек» , «Горелки» , «Ремешок» . Используя народные игры, реализую не только развивающие и обучающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции : они приобщают детей к народной культуре.

Во всех центрах дети играют по желанию небольшими подгруппами и индивидуально, выбирая себе занятие по душе.

Комплексное использование игровых технологий разной целевой направленности помогает подготовить ребенка к школе. С точки зрения формирования мотивационной и эмоционально-волевой готовности к школе, каждая игровая ситуация общения дошкольника со взрослыми, с другими детьми является для ребенка “школой сотрудничества”, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и спокойно переносить свои неудачи; регулировать свое поведение в соответствии с социальными требованиями, одинаково успешно организовывать подгрупповые и групповые формы сотрудничества. Проблемы формирования интеллектуальной готовности к школе решают игры, направленные на развитие психических процессов, а также специальные игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Итог :

В конце года по итогам мониторинга наблюдается положительная динамика во всех образовательных областях . Дети стали более коммуникабельными, активными, самостоятельными. Поэтому можно сделать вывод, что использование игровых технологий в образовательном процессе благотворно влияет на всестороннее развитие детей. Сами того не замечая дети получают новые знания играя в разнообразные игры .

В перспективе своей работы планирую пополнить предметно - развивающую среду новыми интересными играми и пособиями , привлекая родителей к их изготовлению.

В целях программы профориентации мы заключили договор с коллективом профессионального училища № 36 в Ц. Хазане о сотрудничестве. В ходе сотрудничества думаю, что знания полученные в беседах и на экскурсиях помогут побольше узнать о профессиях и в организации новых сюжетно- ролевых игр : «Овощевод» , «Плотник» .

В заключении хочу сказать, что при всем своеобразии различных видов игр между ними много общего. Они отображают окружающую действительность и основываются на самостоятельной деятельности детей . Все игры эмоционально насыщены и доставляют детям радость,

В соответствии с требованиями ФГОС дошкольное образование должно обеспечивать всестороннее развитие личности ребенка, которое охватывает такие направления, как социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. В зависимости от детей можно использовать следующие дидактические игры.

Игры для социально-коммуникативного развития

Игры этого типа помогают ребенку научиться общаться со взрослыми и сверстниками, регулировать собственное поведение, сопереживать. Способствуют формированию готовности к совместной деятельности, позитивного отношения к труду.

Игра «Волшебная палочка»

Цель: учить общению со сверстниками.

Дети садятся в круг. Воспитатель сообщает, что у него в руках находится волшебная палочка, которая любого человека может превратить в вежливого, дружелюбного и доброжелательного. Он предлагает ребятам по очереди брать в руки эту волшебную палочку, а затем назвать своего соседа справа ласковым именем и сказать ему приятное пожелание. После такого приветствия волшебная палочка передается соседу. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не выполнят задание волшебной палочки.

Игра «Большой секрет для дружной компании»

Цель: учить детей взаимопониманию, формировать навыки взаимодействия друг с другом, установления контакта со сверстниками.

Данная игра проводится с группой детей (5 - 6 участников). Необходимо подготовить красивую шкатулку и положить в нее мелкие предметы (мячик, кубик, фигурку животного, машинку и т.п.). Можно заменить эти вещи картинками с их изображением.

Дети собираются в комнате и садятся в отдалении друг от друга. Педагог подходит к каждому ребенку и предлагает ему, не заглядывая в шкатулку, взять из нее наугад любой предмет.

Когда каждый получил свою вещицу, воспитатель сообщает, что ее название нужно держать в строгом секрете. После этого он предлагает детям попытаться разузнать секреты друг у друга. Для этого они могут:

  • уговорить своего товарища рассказать свою тайну;
  • предложить в обмен на раскрытие секрета какой-то приз;
  • договориться о взаимном раскрытии секрета друг другу;
  • задавать наводящие вопросы, чтобы угадать название предмета.

Воспитатель должен следить, чтобы все дети включились в игру и никто не пытался обмануть каким-то образом других. При необходимости нужно помочь самым робким и нерешительным.

Игра заканчивается, когда все секреты будут раскрыты. Не стоит слишком затягивать игру. Если кто-то из детей слишком увлечется сохранением своего секрета, нужно уговорить его изменить поведение, проявить дружелюбие.

Игра «Магазин вежливости»

Цель: учить детей вежливому общению, адекватно вести себя в различных ситуациях.

Для проведения игры рекомендуется создать яркие декорации магазина, оборудовать кассовый аппарат, раздать всем участникам игровые деньги. Воспитатель объясняет детям, что у него в магазине продаются вежливые слова (нужно их распечатать крупным шрифтом на карточках и разложить на полках).

Педагог описывает детям различные ситуации, которые могут случиться в их жизни, и предлагает с помощью вежливых слов найти нужный выход. Например, ребенок разбил какую-то вещь и хочет избежать наказания. Ему нужно купить такие вежливые слова, которые помогут извиниться перед мамой. Если дети не умеют читать, то они просто называют слова, а воспитатель подбирает нужную карточку сам.

Дидактические игры для речевого развития детей

Такие разновидности игр направлены на обогащение словарного запаса ребенка, формирование умения строить грамматически правильные высказывания, использовать речь для общения с окружающими, развитие звуковой культуры и фонематического слуха.

Игра «Разговор животных»

Цель: расширение словарного запаса детей, развитие артикуляционных умений.

Для проведения игры достаточно подготовить детский мяч. Дети выстраиваются в шеренгу, а воспитатель становится напротив их и сообщает детям правила игры: он будет называть животных и бросать мяч первому игроку. Ребенок должен поймать мяч, назвать, какие звуки произносит это животное, и вернуть мяч ведущему. Далее мяч бросают следующему игроку.

Игра заканчивается, когда мяч получит последний в шеренге игрок и выполнит задание. Можно использовать второй вариант игры: ведущий называет звуки, а дети должны угадать животное, которое его произносит.

Игра «Живые слова»

Цель: учить детей составлять грамматически правильные предложения.

Воспитатель сообщает детям, что они должны будут с помощью мимики и жестов изобразить одно слово, которое он будет называть. Затем он предлагает выйти к доске того, кто сможет показать слово (например, «зайчик»). После этого воспитатель называет следующее слово (например, «любит») и вызывает еще одного участника.

Оба дошкольника становятся перед детьми и по очереди «показывают» свои слова, а все хором называют их: «Зайчик любит». Далее воспитатель просит закончить предложение, назвав третье слово. Дети предлагают разные варианты, а педагог выбирает слово и приглашает к доске третьего участника, который будет его изображать.

Потом педагог просит участников поменяться местами, а дети должны сказать, что получится от такой перестановки. Нужно проиграть все комбинации. Таким образом составляются несколько новых предложений.

Игра «Найти место картинке»

Цель: учить детей составлять связное высказывание, соблюдать последовательность событий.

Для игры нужно подготовить серию сюжетных картинок и разложить их на столе перед ребенком. Одну картинку кладут отдельно. Ребенку предлагают рассмотреть картинку найти ее место среди тех, которые уже разложены по порядку, а затем составить по ним рассказ.

Игры для художественно-эстетического развития

Такие разновидности игр направлены на формирование у детей умения воспринимать и понимать произведения искусства, развитие эстетического вкуса и собственного творческого потенциала.

Цель: развитие фантазии, умения воспринимать объекты.

Для игры нужно подготовить карточки с изображением облаков разной формы. Эти карточки раздаются детям. Им нужно рассмотреть изображения и сказать, на что похоже облако.

Эту игру можно проводить во время прогулки, предлагая дошкольникам посмотреть на небо и описать облака. Еще один вариант игры: воспитатель называет любой предмет, а дети должны нарисовать похожее на него облако.

Игра «Подбери по цвету»

Цель: развивать цветовосприятие, учить детей различать цвета и их оттенки.

Суть игры заключается в необходимости распределять предметы на группы в соответствии с их цветом. Вариантов такой игры много.

1 вариант . Подготовить фишки разного цвета и коробочки, которые им соответствуют. Фишки перемешивают, а ребенок раскладывает их по коробочкам. Вместо коробочек можно использовать пакеты от сока с закручивающей крышкой. Дно у пакета надрезают, чтобы его можно было приоткрывать. Крышечки разукрашивают в разные цвета. Для игры используют разноцветные шарики.

2 вариант . На плакате нарисовать несколько девочек, одинаковых, но с разными цветами шапочек. К плакату прилагается несколько шаблонов зонтиков, которые окрашены в разные цвета. Необходимо для каждой девочки подобрать соответствующий зонтик. Можно сделать подобную игру на тему «Цветы - бабочки», «Гномик - домик» и т.д.

Игра «Разрисуй тарелку»

Цель: учить воспринимать объекты декоративно-прикладного искусства; учить создавать геометрические орнаменты, развивать художественный вкус.

Для игры нужно подготовить презентацию по теме «Декоративные тарелки», макет тарелки и набор геометрических фигур. Сначала детям предлагается просмотреть презентацию и рассказать, какое впечатление осталось от увиденного, какие образцы наиболее запомнились.

В ходе игры дети выбирают любые геометрические фигуры и раскладывают их на макете. Далее проводится выставка полученных работ.

Познавательные игры для детей старшей группы

Познавательные игры направлены на развитие любознательности, стремления получать новые знания, умения совершать познавательные действия, а также на формирование представлений об окружающем мире.

Игра «Сгруппируй по признаку»

Цель: учить детей группировать предметы по существенному признаку, развивать логику.

Для игры понадобится 15 - 20 разных предметов. Их нужно положить на стол перед детьми, а затем предложить отобрать только те предметы, которые обладают одинаковым свойством:

  • металлические;
  • деревянные;
  • круглые;
  • съедобные;
  • красные;
  • маленькие;
  • которые нужны для школы и т.д.

Задание можно предлагать отдельному ребенку или целой группе детей.

Игра «Что напутал Незнайка?»

Цель: расширять кругозор детей, их познания об окружающем мире; развивать логику и мышление, учить находить несоответствия.

Вариантов игры несколько. Можно предложить детям рассмотреть картинки, которые нарисовал Незнайка, и найти на них ошибки. Можно попросить участников прослушать описание предметов и определить несоответствие. Например: «У утенка маленький хвост, длинные уши, желтый пух и большие лапы».

Игра «Собери гусеницу»

Цель: учить детей обобщать, выбирать группы предметов по обобщающему слову, развивать внимательность.

Для игры нужно подготовить шаблоны головы гусеницы и предметные картинки круглой формы (по бокам каждой картинки сделать отверстия для шнурка). Все картинки положить в центр стола.

Детям дается задание — собрать гусеничку, которая собирает одежду (посуду, растения и т.д.). Можно разделить участников игры на группы и каждой дать отдельное задание. Дети должны отобрать нужные картинки, а затем соединить их между собой с помощью шнурка.

Образовательные игры

Одним из главных заданий образовательного процесса в старшей группе детского сада является подготовка к школе. Поэтому дошкольникам обязательно предлагают поучаствовать в играх, которые способствуют , знакомят с буквами, учат выполнять несложные математические действия с предметами.

Игра «Веселые скрепки»

Цель: подготовка к обучению счету, знакомство с цифрами.

Вариантов игры несколько. Нужно подготовить карточки с написанными цифрами (от 1 до 5). С двух боков у карточек сделать отверстия.

1 вариант . Детям предлагается с помощью скрепок соединить все картинки вместе, расположив их по порядку.

2 вариант . К каждой картинке с цифрой нужно прикрепить соответствующее количество скрепок.

Игра «Найди звук в слове»

Цель: развивать фонематический слух, учить находить нужный звук в слове, определять, где он находится.

Для игры нужно подготовить карточки с изображениями отдельных предметов. Возле каждой картинки находится строка таблицы, у которой количество ячеек соответствует количеству звуков в слове.

Детям предлагается найти в словах нужный звук (например [т]). Они должны произнести название предмета так, чтобы указанный звук слышался четко. Затем определить, какое место занимает звук в слове и закрасить соответствующую ячейку в таблице.

Игра «Геометрическая дорожка»

Цель: познакомить детей с геометрическими фигурами, научить различать их.

Для игры нужно изготовить крупные шаблоны нескольких основных геометрических фигур и разложить их на полу комнаты в хаотическом порядке. Далее детям дается задание перейти с одной стороны комнаты на другую, наступая только на указанную фигуру.

Игру можно усложнить, сделав фигуры разных цветов и указывая несколько заданий. Например, наступать только на треугольники красного цвета и т.п.

Разнообразие дидактических игр позволяет сделать образовательную деятельность в детском саду увлекательной и эффективной.

Развитие речи

Соглпсно ФГОС ДО:

Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Значение дидактической игры при работе на логопункте очень большое:

Развитие познавательных и умственных способностей

Развитие речи

Социально- нравственное развитие ребенка-дошкольника.

Дидактические игры можно разделить на следующие виды:

Настольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки, лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности, .

Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

Соглпсно ФГОС ДО:

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

Дидактические игры занимают важное место в реализации ФГОС ДО, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Многократно участвуя в игре, ребёнок прочно осваивает знания, которыми он оперирует. А решая умственную задачу в игре, ребёнок учится запоминать, воспроизводить, классифицировать предметы и явления по общим признакам.

Новый документ “Об образовании в Российской Федерации” внес изменения не только в существующую систему обязательного среднего образования, высшего образования и научную деятельность, но и в систему дошкольного образования.

В каждом временном периоде развития страны происходят социально-экономические преобразования, которые должны вести к серьезным изменениям в системе образования в целом.

Внедрение ФГОС связано и с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования с целью обеспечения каждому ребенку равных стартовых возможностей для успешного обучения в школе. В стандарте не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

Сегодня, учитывая ФГОС ДО, принято за счёт интеграции обеспечить равнодолевое содержание по направлениям развития ребенка.

ФГОС ДО в целом отражают современные подходы к модернизации дошкольного образования и задают единую основу для создания вариативных образовательных программ с опорой на традиционные направления развития ребенка.

Таким образом, внедрение ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализацию права ребенка на доступное, качественное образование.

В связи с этим образовательное учреждение любого уровня ориентировано на творческую успешную личность, готовую проявлять инициативу и аналитическую самостоятельность в социальном прогрессе, независимо от социальных перемен. Поэтому обновление содержания дошкольного образования, технологий и системы качества оценивания является закономерным.

Это требует обращения воспитателей и педагогов к новым формам работы с детьми: совместная деятельность и самостоятельная деятельность детей, которые бы позволяли педагогам, образно говоря, обучать дошкольников так, чтобы они об этом даже не догадывались. Развитие ребенка должно осуществляться в игре, а не в учебной деятельности.

В настоящее время актуальность игры повышается из-за перенасыщенности современного ребенка информацией. Телевидение, видео, радио, интернет увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но они представляют в основном материал для пассивного восприятия. Важной задачей обучения дошкольников является развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации. Развивать подобное умение помогает игра, служащая своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании.

Довольно долго в практике и теории воспитания господствовал узко-дидактический подход к игре, как к свободной деятельности ребенка, развивающейся по его собственной инициативе. Роль педагога при этом состояла лишь в создании условий для игры, обеспечение её игровым материалом. В системе дошкольного образования, долгое время наблюдалось преобладание занятий как основной формы обучения детей. Другими словами, ДОУ придерживались учебной модели, т. е. на первом месте все время оказывались занятия. Исходя из всего этого, времени на игру у детей почти не оставалось.

Всем известно, что игра влияет на развитие личности ребенка. Именно здесь ребенок знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения. Именно здесь он приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Через игру ребенок осознает те характеристики личности, которые ложатся в основу структуры его самосознания. Поэтому обновления в системе дошкольного образования являются закономерными.

Дошкольный возраст - важный этап в жизни ребенка.

В этот период осуществляется развитие образных форм познания действительности, восприятия, образного мышления, воображения; появляется готовность к овладению разнообразными знаниями об окружающем мире. В данный период закладываются основы нравственности. Ребенок усваивает основные моральные нормы, нормы поведения. Возрастает активность ребенка в разных видах деятельности (игровой, трудовой и т. д.). Возникает самостоятельность игровой деятельности. Основным путем педагогического воздействия на ребенка является правильная организация всех видов детской деятельности и использование наиболее эффективных форм руководства ими.

Основным организующим моментом является игра, она же и является основной формой образования дошкольников.

В настоящее время педагоги нашего дошкольного учреждения, изучив принципы, заложенные в основу ФГОС ДО, реализуют Программу ДОУ в формах, специфических для детей разных возрастных групп, прежде всего в форме игры - основной формы образования дошкольника.

С этой целью:

  • создаём в ДОУ условия для игровой деятельности;
  • используем игровые приемы в обучении детей;
  • совершенствуем руководство игрой детей;
  • формируем практические умения для организации самостоятельной игровой деятельности детей.

Все детские игры можно разделить на две большие группы:

1. сюжетно-ролевые творческие игры.

2. игры с правилами.

Сюжетно-ролевые творческие игры включают в себя:

  • игры на бытовые темы;
  • с производственной тематикой;
  • с общественно-политической тематикой;
  • театрализованные игры;
  • игры-забавы и развлечения.

К играм с правилами относятся:

  • дидактические игры с предметами и игрушками, словесные, настольно-печатные, музыкально-дидактические.
  • подвижные игры: сюжетные, бессюжетные, с элементами спортивных игр.

Сюжетно - ролевые творческие игры.

Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, является знание - действие - общение. Знакомить ребенка с миром мы начинаем с наблюдений, которые сопровождаем и направляем объяснениями, дополняем рассказами, чтением, рассматриванием картинок.

Все это не воспринимается ребенком сразу. Требуется освоение полученных впечатлений в практической деятельности - в игре. Основной путь развития игры под влиянием воспитания заключается в следующем: жизнь отражается в игре все полнее и реальнее, содержание игр расширяется и углубляется, мысли и чувства становятся более осознанными, глубокими, фантазия делается богаче; игра начинает приобретать более целенаправленный характер, появляется согласованность действий участников.

Игры с правилами являются связующим звеном между обучением и игрой, и в них ярко отражаются связи и отношения различных видов групп детских игр. Данные игры входят во все виды детской деятельности.

Основное назначение дидактических игр - способствовать развитию умственных способностей. Дидактические игры мы считаем, во-первых, методом обучения, во-вторых - самостоятельной игровой деятельностью. При обучении, содержание игры и ее правила, мы стараемся подчинить воспитательно - образовательным задачам. Инициативу выбора и проведения игры в этом случае воспитатель берет на себя. Как самостоятельная деятельность они проводятся в свободное время.

При работе с развивающими играми, надо знать с какой игры начинать, чем ее дополнить, когда и какую игру вводить, т.е. иметь представление о каждой игре. Для этого мы сначала сами знакомимся с игрой, пробуем поиграть в нее и только после этого знакомим ребенка с развивающими играми.

Во время игры наши педагоги стараются соблюдать основное правило развивающих игр: взрослый не должен выполнять задания за ребенка, подсказывать ему.

Нашим детям очень нравится играть с воспитателем, так как мы не опережаем их, стараемся следовать за ними с небольшим отставанием. Во время данных игр педагоги стараются не делать замечаний ребенку, чтобы не вызвать раздражения, неверия в свои силы, нежелания думать, а иногда замечания даже отбивают интерес к игре.

По окончанию игры мы их убираем в определенное, но недоступное для детей место, например, на верхнюю полку - нельзя превращать развивающие игры в обычные, всегда доступные игрушки.

Работая в тесном контакте с руководителем по ФИЗО, мы подбираем подвижные игры для каждой группы, учитываем условия работы в каждой группе, общий уровень физического и умственного развития, уровень развития двигательных умений (состояние здоровья каждого ребенка, время года, особенности режима дня, место проведения игры и интересы детей). В средней группе мы вводим игру с простейшими соревнованиями, как индивидуальными, так и коллективными. Это придает эмоциональную окраску и приучает к ответственности за свои действия в коллективе.

В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно (“Гори-гори ясно”, “Кот и мыши”) или с небольшой группой. Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игры.

Одним из условий для игровой деятельности является правильно организованное предметно-развивающее пространство .

При организации предметно-развивающего пространства мы стараемся учитывать развивающий характер игры; особенности коллектива и каждого ребенка. В каждом возрасте наблюдаются свои особенности в развитии игры. Дети средней группы весьма непоседливы, требуют двигательной активности, поэтому в групповой комнате должно быть открытое пространство. Игровая ситуация моделируется по схеме: взрослый + ребенок. В среднем возрасте преобладает ролевая игра и игра-диалог.

При оформлении групповой комнаты мы стараемся, чтобы в ней присутствовали все виды игр и игрушек - сюжетные, дидактические, театрализованные и т. д.; игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома).

Также создаем центры игры. Педагоги ДОУ считают, что воспитание в игре пройдет более успешно, если определить время проведения игры и отвести достаточное время, если создать спокойную соответствующую обстановку.

Так игры в утренние часы, когда дети постепенно собираются в саду, помогают создать бодрое веселое настроение на весь день. Бывает, что дети приходят из дома с определенными игровыми намерениями, тогда они объединяются с товарищами и проходят в игровые уголки. Каждый может взять свою любимую игрушку. Так же дети могут вернуться к начатой игре после завтрака, между НОД. Для игр в группе мы отводим время во второй половине дня, а на участке - до обеда и вечером. В это время организуем сюжетные игры, строительные, игры-драматизации, подвижные и дидактические игры.

Дети средней группы очень любят игры с крупным строительным материалом, различными конструкторами, поэтому место в групповой комнате стараемся выделить так, чтобы дети могли сохранить сделанную постройку.

Для игр на участке мы даем детям все виды игрушек, но при этом учитываем особенности сезона. Перед выходом на прогулку, мы предлагаем детям подумать, как они хотят играть и что им с собой взять. В летнее время у детей средней группы любимые игры - это игры с песком и игры с предметами.

В игре ребенок приобретает и новые знания; играя, ребенок на практике учится различать предметы по форме, величине, окраске, правильно использовать их в зависимости от их качеств, игра служит толчком к расширению знаний - ребенок задумывается над тем, что видел, у него возникают вопросы. Вот именно этими вопросами и пытаемся воспользоваться мы, педагоги, чтобы расширить и углубить знания детей.

Например, играя в дидактическое лото “Животные и детеныши”, у детей возникают вопросы: кто такие животные? где живут? почему детеныши появляются весной? Подогревая и дальше интерес детей, мы даем им минимум информации и даем поручение - разузнать способы зимовки некоторых животных. Эта информация, собранная самим ребенком, лучше усвоится, чем информация, полученная в ходе объяснения воспитателем на занятии. На данном этапе мы, педагоги, работаем, используя тематические недели, т.е. вся работа строится по определенной теме и игры выбираются исходя из данной темы. Например, взяв тему “Домашние животные”- игры тоже подбираем соответствующие. Из дидактических игр берем такие, как “Собери семью”, “Где моя мама”. Сюжетно-ролевую игру можно предложить - “Больница для животных”. И в продолжение темы - строительная игра ”Жилье для животных”. И очень хорошо дополняет эту тему пальчиковый театр “Теремок”. Примерно так же стараемся строить свою работу и по другим темам.

Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников. Одно из преимуществ игры - то, что она всегда требует активных действий каждого ребенка. Поэтому в НОД с ее помощью мы, воспитатели, можем организовать не только умственную, но и моторную активность детей, поскольку выполнение игровых заданий во многих случаях связано с различными движениями. Например, в НОД по ФЭМП берем элементы путешествия по лесной тропинке в поисках грибов и, кроме того, что считаем их, вспоминаем правила поведения в природе, закрепляем знания о съедобных и несъедобных грибах. Включая в НОД элементов театрализованной игры решаем следующие задачи: развитие выразительности речи (скороговорки, оживление игрушек, чтение по ролям), формирование выразительности движений (превращение в животных, показ воображаемых действий предметов, сочетание движений рук, ног, туловища, этюды на развитие мимики). А чтобы воспитание игровых умений и навыков органически сочеталось в игре с обучением и воспитанием надо правильно руководить ею.

Руководство детской игрой будет правильным лишь тогда, когда позволяет сохранить всю прелесть ее творческого характера. Здесь мы учитываем особенности руководства в среднем возрасте: воспитатель продолжает активно участвовать в игре, но чаще роль ведущего поручаем детям; правила игры объясняем до ее начала, при подведении итогов акцентируем внимание на успехах, даже незначительных, чаще организуем словесные игры, игры на внимание. В руководстве играми существуют приемы.

Прямые:

Внесение атрибутов, которые не требуют специального обучения, взятие на себя роли, подсказка в ходе игры, направление игры в нужное русло, переключение внимания на другую игровую ситуацию.

Косвенные:

При руководстве игрой мы стараемся учитывать интересы и желания детей. Мы должны суметь подыграть, создать игровую ситуацию, поддержать инициативу, опереться на чувства, использовать юмор и предвосхищающую оценку.

В руководстве играми следует выделить три этапа:

Подготовка - проведение - анализ результатов.

В подготовку мы включаем : отбор игры, места, определение количества участников, отбор необходимого материала.

Проведение : объяснение игры начинаем с ознакомления с ее содержанием, с дидактическим материалом, после чего излагаются правила и описываются игровые действия.

Подведение итогов : ответственный момент - мы отмечаем тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен, порицаем тех, кто нарушал правила.

Кроме того, что игра организуется взрослыми, дети должны уметь самостоятельно организовать свою игру. Для воспитания навыков и умений самостоятельной организации игры мы используем: поручения, задания, беседы, поощрения.

Также путем советов, индивидуальных заданий и поручений формируем умение определения ребенком роли и доведение ее до конца. Развиваем навыки самостоятельного использования в играх материала для ряженья, маски, музыкальные инструменты. На протяжении всей своей деятельности в группе, мы стараемся изучить характеры, склонности и привычки детей, стараемся постоянно помогать детям лучше узнавать друг друга. Вместе с психологом проводим конкурсы на выразительность речи, мимики, жестов. Все это делаем для того, чтобы улучшить качество игры.

Чтобы дети играли, мы должны играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства. Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Без увлекательной игры не может быть страны детства.



 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум