Малый краткий курс географии что есть где. Краткий курс лекций по географии

Учебник для 5 класса

При подготовке учебника использованы предложения и рекомендации учителей-географов экспериментальных школ:

Под редакцией кандидата географических наук И.П.Галая

Минск, 2000

К УЧАЩИМСЯ

Правила работы с учебным пособием

На уроках географии во время подготовки домашних заданий вам, кроме учебного пособия, необходимо иметь атлас по географии и набор контурных карт для 5-го класса, компас, тетрадь в клетку, цветные карандаши, циркуль, резинку.

Работайте дома над параграфами учебного пособия в такой последовательности:

    Прочитайте текст.

    Перескажите каждую часть параграфа, а затем весь параграф.

    Читая текст, найдите на карте все географические объекты, упомянутые в нем.

    Ответьте на вопросы и выполните задания, помещенные после каждого параграфа.

    Запишите в словарик все выделенные в тексте параграфа слова (например, география) и запомните, как они пишутся.

    Если какой-то термин, встретившийся в тексте, вам непонятен, обратитесь к краткому словарю географических понятий и терминов (в конце учебного пособия).

Введение &1. Что изучает география

Вспоминаем: Что вы знаете о нашей планете из курсов «Вселенная» или «Природоведение»? Почему на одних территориях земного шара тепло, а на других холодно?Почему идет дождь?

Ключевые слова: география, природные условия, население, хозяйство, охрана природы. 1. География как наука. Г е о г р а ф и я - наука, которая изучает природные условия земной поверхности, население Земли и его хозяйственную деятельность. Эта наука - одна из самых древних.

География в переводе с греческого языка означает землеописание (по-гречески “ге” - Земля, “графо” - пишу, описываю).

*Название "география" впервые было употреблено Эратосфеном еще до начала нашей эры в книге "Географика". В ней рассматривались форма и величины Земли, океаны, суша, климат, описывались отдельные страны, история географии.

На протяжении длительного времени (вплоть до конца XVIIIв.) главной задачей географии было открытие и описание новых земель, стран, народов, ликвидация белых пятен на географической карте. Имена первооткрывателей и исследователей - смелых и мужественных людей - запечатлены в географических названиях на карте.

Первыми географами были путешественники и мореплаватели. Они открывали новые земли, страны, народы, материки, острова, океаны, моря, заливы, горы, равнины, реки и озера, составляли карты, где изображали маршруты путешествий и новые земли, описывали природные условия, жизнь и занятия населения. Маршруты их путешествий и экспедиций проходили по знойным пустыням и холодным ледникам, в заоблачных высях гор, по стремительным рекам и бурным водам океана.

** О древнейших путешествиях люди узнавали не только по описаниям, но и по обрывкам папируса или обломку глиняной таблички с нанесенными на них знаками.

Географы раскрыли и продолжают раскрывать многие тайны природы. Благодаря их исследованиям и наблюдениям мы уже можем ответить на многие вопросы. Например: почему идет дождь или дует ветер? В каких районах Земли надо искать уголь, нефть или другие полезные ископаемые? Но природа таит еще много загадок, над раскрытием которых работают географы совместно с другими учеными.

География делится на две крупные части: физическую и экономическую. Физическая география изучает природу поверхности земного шара; экономическая география -- население, его хозяйственную деятельность, закономерности размещения населения и хозяйства.

2. Значение географии. Описательной география была в прошлом. Сейчас основная задача географии – изучать разнообразие природы, населения, его хозяйственной деятельности и объяснить их развитие и размещение.

Современная география выясняет причины процессов и явлений, происходящих на поверхности земного шара, и закономерности их изменения. Одна из важнейших задач географии – прогноз развития явлений. Так как природа Земли стала изменяться исключительно быстро, то необходимо предвидеть те изменения в окружающей среде, которые могут произойти в результате хозяйственной деятельности человека.

Любое освоение территории и строительство не начинается без предварительного изучения местности. Так, при строительстве гидроэлектростанции на реке нужно определить, где строить плотину, изучить, из каких пород сложены берега реки, какая местность после строительства плотины будет затоплена водой.

Например, был предложен проект сооружения на реке Оби, которая протекает по Западно-Сибирской равнине, очень крупной гидроэлектростанции. Но, когда этот проект всесторонне рассмотрели географы, оказалось, что в результате строительства плотины гидроэлектростанции образуется огромное водохранилище, которое затопит значительную часть равнины. Вокруг водохранилища образуются болота, что приведет к изменению местного климата, произойдут другие неблагоприятные изменения в природе. Проект этот не был принят.

3. География и охрана природы. География дает ответы на вопросы, как лучше использовать богатства природы, что делать, чтобы природа не обеднела, чтобы не исчезли леса, не истощились плодородные почвы, не иссякли реки, как восстанавливать и преобразовывать природу в интересах человека и самой природы.

В государственных документах нашей страны постоянно подчеркивается необходимость рационального использования и охраны почв, недр, воздушного и водного бассейнов. Нужно усилить комплексные исследования природы в целях разумного хозяйствования.

Особенности природы, населения и хозяйства многих частей земной поверхности еще недостаточно изучены. Не всегда люди могут предсказать, как изменится природа в результате их воздействия на нее. Поэтому географы продолжают исследовать поверхность Земли. Они участвуют в различных экспедициях на суше и в океанах, ведут длительные наблюдения на научных станциях.

    1.Что называется географией? 2. На какие две части делится география? 3. Что изучает физическая география? Экономическая география? 4. В чем значение географической науки?

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

Линейные изоляторы предназначены для изоляции и крепления проводов на ВЛ и в распределительных устройствах электрических станций и подстанций. Изготовляются они из фарфора, закаленного стекла или полимерных материалов. По конструкции изоляторы разделяютна штыревые и подвесные.

Штыревыеизоляторы применяются на ВЛ напряжением до 1 кВ и на ВЛ 6-35кВ. На номинальное напряжение 6-10 кВ и ниже изоляторы изготовляют одноэлементными (рис. 2.10, а), а на 20-35кВ - двухэлементными (рис.2.10, б). В условном обозначении изолятора буква и цифры обозначают: Ш - штыревой; Ф (С) - фарфоровый (стеклянный); цифра - номинальное напряжение, кВ; последняя буква А, Б, В - исполнение изолятора. Штыревые изоляторы крепятся на опорах при помощи крюков. Если требуется повышенная надежность, то на анкерные опоры устанавливают не один, а два и даже три штыревых изолятора.

Подвесныеизоляторы тарельчатого типа наиболее распространены на ВЛ напряжением 35кВ и выше. Подвесные изоляторы (рис.2.10,в) состоят из фарфоровой или стеклянной изолирующей части 1 и металлических деталей - шапки 2 и стержня 3, соединяемых с изолирующей частью посредством цементной связки 4. На рис. 2.10,в показан фарфоровый изолятор нормального исполнения. Для ВЛ в районах с загрязненной атмосферой разработаны конструкции изоляторов грязестойкого исполнения с повышенными разрядными характеристиками и увеличенной длиной пути утечки. Подвесные изоляторы собирают в гирлянды (рис. 2.11, а, б), которые бывают поддерживающими и натяжными.Первые монтируют на промежуточных опорах, вторые - на анкерных. Число изоляторов в гирлянде зависит от напряжения линии. Например, в поддерживающих гирляндах ВЛ с металлическими и железобетонными опорами 35 кВ должно быть 3 изолятора; 110кВ – 6-8, 220 кВ – 10-14 и т. д

Линейная арматура,применяемая для крепления проводов к изоляторам и изоляторов к опорам, делится, на следующие основные виды: зажимы, применяемые для закрепления проводов в гирляндах подвесных изоляторов; сцепную арматуру для подвески гирлянд на опорах и соединения многоцепных гирлянд друг с другом, а также соединители для соединения проводов и тросов в пролете.

Сцепная арматура включает скобы, серьги и ушки. Скоба предназначена для присоединения гирлянды к траверсе опоры или к закрепляемым на траверсе деталям. Поддерживающая гирлянда изоляторов (рис. 2.11, а) закрепляется на траверсе промежуточной опоры при помощи серьги 1. Серьга 1 с одной стороны соединяется со скобой или с деталью на траверсе, а с другой стороны вставляется в шапку верхнего изолятора 2. К нижнему изолятору гирлянды за ушко 3 прикреплен поддерживающий зажим 4, в котором помещен провод 5.

Зажимы для закрепления проводов и тросов в гирляндах подвесных изоляторов подразделяются на поддерживающие, подвешиваемые на промежуточных опорах, и натяжные, применяемые на опорах анкерного типа. По прочности закрепления провода поддерживающие зажимы подразделяются на глухие и с заделкой ограниченной прочности. Глухой зажим показан на рис.2.11,в. Нажимные болты 1 через плашку 2 прижимают провод к корпусу зажима («лодочке») 3 и удерживают его на месте при одностороннем тяжении. Глухие зажимы - основной тип зажимов, применяемых в настоящее время на ВЛ 35-500кВ.

Овальные соединители (рис. 2.11, е, ж) применяются для проводов сечением до 185 мм 2 включительно. В них провода укладываются внахлест, после чего производится обжатие соединителя с помощью специальных клещей (рис. 2.11, е). Сталеалюминиевые провода сечением до 95 мм 2 включительно закрепляются в соединителях методом скручивания (рис. 2.11, ж).

Прессуемые соединители используются для соединения проводов сечением 240 мм 2 и более и стальных тросов всех сечений. Для сталеалюминиевых проводов эти зажимы состоят из двух трубок: одной - стальной, предназначенной для соединения внутренних стальныхжил, и другой - алюминиевой, накладываемой поверх первой и служащей для соединения наружных алюминиевых жил (рис. 2.11, з).

К проводам ВЛ вблизи от зажимов подвешиваются гасители вибрации с грузами или демпфирующие петли, применение которых уменьшает вибрацию и позволяет предотвратить излом проволок провода. Гаситель вибрации состоит из двух чугунных грузов 1, соединенных стальнымтросом 2 (рис. 2.11, и). Для алюминиевых и сталеалюминиевых проводов малых сечений защита от вибрации осуществляется с помощью демпфирующей петли 1 из провода той же марки. Петля прикрепляется к проводу болтовыми зажимами 2 по обе стороны поддерживающего зажима 3 у подвесной гирлянды изоляторов 4 (рис. 2.11, к).

На проводах ВЛ 330-750 кВ применяются распорки (1 - на рис. 2.11, л) для фиксации проводов расщепленной фазы относительно друг друга. Эти распорки обеспечивают требуемое расстояние между отдельными проводами фазы и предохраняют их от схлестывания, соударения и закручивания.

Заключение

Воздушные линии электропередачи (ВЛ) предназначены для передачи электроэнергии на расстояние по проводам. Основными конструктивными элементами ВЛ являются провода, тросы, опоры, изоляторы и линейная арматура. Провода служат для передачи электроэнергии. В верхней части опор над проводами для защиты ВЛ от грозовых перенапряжений монтируют грозозащитные тросы.

Опоры поддерживают провода и тросы на определенной высоте над уровнем земли или воды. Изоляторы изолируют провода от опоры. С помощью линейной арматуры провода закрепляются на изоляторах, а изоляторы на опорах.

Наибольшее распространение получили одно- и двухцепные ВЛ. Одна цепь трехфазной ВЛ состоит из проводов разных фаз. Две цепи могут располагаться на одних и тех же опорах.

Список литературы:

Воздушные линии электропередачи: Учеб. пособие для ПТУ. / Магидин Ф. А.; Под ред. А. Н. Трифонова. - М.: Высшая школа, 1991



- Мельников Н. А. Электрические сети и системы. - М.: Энергия, 1969

- Крюков К. П. , Новгородцев Б. П. Конструкции и механический расчет линий электропередачи. - 2-е изд., перераб. и доп. - Л.: Энергия, Ленингр. отд-ние, 1979

КРАТКИЙ КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ГЕОГРАФИИ

1. Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

1.Современная политическая карта мира: многообразие стран современного мира, их основные типы.

Политическая карта мира - географическая карта, на которой показаны государственные границы стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 200 стран и территорий, из которых более 180-ти - суверенные государства.

К сведению: суверенное государство - политически независимое государство, обладающее самостоятельностью во внутренних и внешних делах (название произошло от французского слова souverain - высший, верховный).

Указать точнее количество стран сложно, т.к. политическая карта постоянно изменяется.

С начала 90-х годов такие государства, как СССР и СФРЮ, перестали существовать, республики, входившие в их состав, приобрели статус независимых государств; две страны - ГДР и ФРГ объединились в одно государство; Чехословакия распалась на два государства - Чехия и Словакия и т.д.

Есть страны, провозгласившие себя независимыми, но не признанные таковыми мировым сообществом (Турецкая Республика Северного Кипра)

Есть страны, которые оккупированы другими государствами: Палестина - Израилем, Восточный Тимор - Индонезией, Западная Сахара - Марокко.

Но в последнее время существует ещё несколько официально признанных колоний: под управлением США - Восточная Самоа, Гуам и др.; под управлением Великобритании - Гибралтар, остров Святой Елены и т.д.

В официальный перечень стран по деколонизации не включены многие территории, т.к. по утверждению управляющих ими государств, они являются их «заморскими» департаментами.

Страны мира разнообразны по своим характеристикам, поэтому возникает необходимость в их группировке:

1) по величине территории:

Выделяют 7 самых больших стран: Россия, Канада, США, Китай, Австралия, Бразилия, Аргентина - каждая из них площадью свыше 3 млн. квадратных километров, эти страны в совокупности занимают половину всей суши;

И совсем крошечные государства - Андорра, Лихтенштейн, Сингапур и т.д.

2) по численности населения:

Самые многочисленные: Китай, Индия, США, Россия, Индонезия, Бразилия, Пакистан - с числом жителей более 100 млн. каждая;

И небольшие по численности - Ватикан и многие другие.

3) по особенностям географического положения:

А) приморские: Великобритания, Австралия, Норвегия и т.д.

Б) полуостровные: Индия, Греция, Италия.

В) островные: Шри-Ланка, Исландия.

Г) страны-архипелаги: Филиппины, Япония.

Д) лишённые выхода к морю: Монголия, Чад.

4) по национальному составу населения:

Одно-национальные: Япония, Швеция;

Многонациональные: Россия, Индия и т.д.

5) по государственному строю:

Конституционные монархии (Великобритания, Япония);

Абсолютные монархии (Бруней, ОАЭ);

Республики (США, ФРГ).

6) по государственному устройству:

Унитарные (Франция, Венгрия);

Федеративные (Индия, Россия).

7) на основе социально-экономических признаков:

До последнего времени выделялись страны: социалистические (СССР, Китай и др.); капиталистические (США, ФРГ и т.д.);

Развивающиеся (Индия, Аргентина и др.). Сейчас эта типология считается устаревшей.

8) по уровню социально-экономического развития:

а) развитые (учитывается высокий уровень экономического развития, экономический потенциал, доля страны в мировом хозяйстве, структура экономики и т.д.):

Страны «большой семёрки» (США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада);

Менее крупные страны (Швеция, Испания и т.д.);

Страны «переселенческого капитализма» (Канада, Австралия);

СНГ (Россия, Украина и др.);

Новые индустриальные страны (Корея, Сингапур и др.).

б) развивающиеся (государства переходного типа, в которых общественно-экономические отношения находятся на стадии изменения):

Страны среднеразвитого капитализма (Бразилия, Мексика и т.д.);

Нефтеэкспортирующие страны (ОАЭ, Кувейт);

Страны, отстающие в своём развитии и наименее развитые (Афганистан, Кения).

Место любой страны в типологии непостоянно и может изменяться во времени, что обычно связано с внутренними и внешними экономическими отношениями государств.

2. Научно-техническая революция: характерные черты и составные части.

Научно-техническая революция (НТР) - это период времени, в течении которого происходит качественный скачок в развитии науки и техники, коренным образом преобразующий производительные силы общества.

Характерные черты НТР:

1) универсальность, всеохватность (преобразует все отрасли и сферы, характер труда, быт, культуру, психологию людей);

2) чрезвычайное ускорение научно-технических преобразований (резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство, более быстрое обновление продукции);

3) повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов (увеличение доли умственного труда, общая интеллектуализация);

4) ориентация на использование научно-технических достижений в военных целях (зарождение как военно-технической революции).

Характерные черты НТР проявляются во всех её составных частях:

1) в науке: рост расходов на НИОКР (-научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки), качественное улучшение системы образования, возрастание связей между наукой и производством, рост его наукоёмкости;

2) в технике и технологии:

Внедрение новых, преимущественно физико-химических технологических процессов;

Внедрение ЭВМ (США - 1-ое место по производству), роботов (Япония - 1-ое место по производству), ГПС (- гибкие производственные системы): соединение ЭВМ, системы роботов, современных станков, транспорто-загрузочных устройств - так называемых «безлюдных» заводов;

Развитие квантовой техники (лазеров, мазеров);

Производство новых средств связи (спутников и др.);

Интенсификация старых методов технологии.

3) в производстве:

Резкое усложнение структуры экономики (появление новых, высокотехнологических отраслей - аэрокосмическая и т.д.);

Рост наукоёмких производств (электротехника, приборостроение и т.д.);

Производство новых материалов (полупроводниковых, керамических; оптического волокна; применение металлов ХХ века - бериллия, лития, титана);

Развитие ядерной энергетики;

Интенсификация сельского хозяйства и транспорта (увеличение урожайности, скорости транспорта и т.д.).

4) в управлении:

Появление кибернетики (- наука об управлении и информации);

- «информационный взрыв»;

Создание автоматизированных систем управления, вычислительных центров;

Подготовка менеджеров (руководителей современных производств).

Урок 1 Районирование России.doc

Библиотека
материалов

Урок 1: Районирование России. Западный макрорегион.

Районирование – это деление России на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

В географии используют разные варианты районирования:

    однородное или районирование «сверху» - территорию страны делят на крупные регионы одного рода (административные, экономические, природные). Крупные регионы (районы) делятся на мезо и микрорайоны.

    узловое или районирование «снизу» - выделяют центры (ядра) объектов или явлений, а затем окружающие их территории. Границы подобных районов менее четки.

Разные части страны отличаются друг от друга природными, экономическими и историческими условиями развития. Одни – давно освоены и заселены, другие – только начинают осваиваться. Специализация одних основана на богатых месторождениях, других – на выгодном ГП. Специализируясь на выпуске одного или нескольких товаров и услуг, каждая территория обеспечивает ими другие части страны. Такое разделение труда называется географическим или территориальным. Специализация территории на производстве какой-либо продукции (услуги) возникает тогда, если:

    её продукция дешевле, чем в других частях страны,

    эта продукция может выпускаться в большем объёме, чем необходимо для местных нужд,

    выпуск такой продукции обеспечен ресурсами и условиями,

    производство необходимо стране.

Возможность специализации зависит от развития транспорта, затрат на перевозку. Специализация территории складывается исторически и долго сохраняется. Но по мере развития хозяйства она может меняться.

В результате географического разделения труда формируются экономические районы – территории, отличающиеся друг от друга своей специализацией. Как определить специализацию территории?

К = П: Н

где П – доля продукции района в общем производстве страны, Н – доля населения района в общем населении страны. При К > 1 отрасль является отраслью специализации.

Современная Россия состоит из двух макрорегионов: Западного (европейская часть) и Восточного (Азиатская часть). Они делятся на 11 экономических районов: 8 – в Западном, 3 – в Восточном.

Европейская Россия (с Уралом) – регион, в котором исторически сложилось Русское государство. Он отличается высоким уровнем хозяйственного освоения территории (26%), высоким научным и производственным потенциалом. Здесь производится 85% промышленной и с\х продукции. Доля городского населения – 75%. Здесь находятся крупнейшие городские агломерации и большая часть городов-миллионеров. В регионе благоприятные природные условия для жизни людей и развития основных отраслей.

На территории Европейской России находятся Северо-западный, Северный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский и Уральский экономические районы.

Выбранный для просмотра документ Урок 2 Общая характеристика Центральной России.doc

Библиотека
материалов

Урок 2: Общая характеристика Центральной России.

Центральная Россия – это огромный комплекс, состоящий из Центрального, Центрально-Черноземного и Волго-Вятского районов. На формирование ЦР оказали влияние:

    Выгодное ЭГП: междуречье Оки и Волги находилось в наибольшей безопасности от нашествий врагов, по рекам велась торговля с окраинами России и соседними странами. Здесь проходил торговый путь «из варяг в греки».

    Особенности исторического развития: выгодное ЭГП привело к быстрому освоению и заселению территории ЦР, способствовало усилению Москвы, вокруг которой шло объединение Московской Руси. Наличие столицы на территории района способствует росту его экономики.

    ЦР не богата природными ресурсами: мало ПИ, невелики водные ресурсы, леса III группы только на севере района, небольшие земельные ресурсы. Но равнинная поверхность и умеренно континентальный климат способствуют развитию с\х.

Центральная Россия – территория, где сформировался русский народ. И сейчас русских здесь большинство. Преобладает городское население. Здесь более 300 городов. 40 из них древние.

Сельское население имеет особенности:

    В северных частях ЦР селения небольшие, на юге – крупные села

    Ранее преобладала миграция сельского населения. Сейчас в сельской местности нехватка трудовых ресурсов и идет переселение жителей из зоны Севера, ближнего и дальнего зарубежья.

В ЦР сосредоточены высококвалифицированные кадры, что определяет её специализацию. Здесь несколько сотен ВУЗов, которые готовят кадры всех специальностей.

Черты хозяйства ЦР определяют следующие факторы:

    старопромышленный характер экономики,

    наличие главных научно-исследовательских, конструкторских и учебных баз страны,

    наличие высококвалифицированных кадров,

    выгодное столичное ЭГП,

    транспортные связи,

    использование привозного сырья и энергии,

    собственная металлургическая база на основе железных руд из КМА,

    оборонная промышленность и защита противоракетной техникой.

В связи с этим ЦР специализируется на наукоёмком машиностроении, в меньшей мере на химической, металлургической, лесной промышленности. Сократилась доля легкой (текстильной) промышленности.

Основа транспорта – ж\д. Велико значение автомобильного, трубопроводного воздушного и водного транспорта.

Здесь много старинных городов, поэтому развивается туризм, санитарно-рекреационная сфера.

Выбранный для просмотра документ Урок 3 Центральный ЭР.doc

Библиотека
материалов

Урок 3: Центральный экономический район.

    Состав:

Московская область

Области, граничащие с Московской: Тверская, Ярославская, Владимирская, Рязанская, Тульская, Калужская, Смоленская,

Области, не граничащие с Московской: Костромская, Ивановская, Брянская.

    вокруг Москвы, граничит с Центрально-Черноземным, Волго-Вятским, Северо-западным, Северным ЭР.

    С какими странами граничит: Белоруссия (Смоленская, Брянская обл.), Украина (Брянская обл.)

    Транспортные пути:

От Москвы отходят 11 радиусов ж\д, которые соединяются полукольцевыми и кольцевыми линиями.

4 аэропорта.

Москва – порт 5 морей. Канал им. Москвы соединяют Москву с Единой глубоководной системой.

Трубопроводы.

    Полезные ископаемые: бурый уголь (Подмосковный бассейн), торф, строительные материалы (известняк, глина, песок), фосфориты, поваренная соль. Они частично удовлетворяют потребности района. Используется преимущественно привозное сырье и энергия.

    Специализация района:

А) машиностроение:

Автомобилестроение (ЗИЛ, АЗЛК, «Москвич»),

Родина ж\д машиностроения (локомотивы, вагоны),

Авиастроение,

Станкостроение.

Б) черная металлургия на железных рудах КМА.

В) химическая (азотные и фосфорные удобрения, синтетические смолы, волокна и каучук) и нефтехимическая промышленность (нефтепроводы радиально-кольцевой структуры).

Г) полиграфическая.

Д) легкая промышленность (текстильная, меховая, обувная, швейная). Ведущее место по производству тканей (х\б, шелковые, шерстяные)

    АПК. Большая часть района получает достаточное количество тепла и влаги. Далее по карте 32.

    Население. Сложилось в результате слияния славян с местными племенами финнов, меря, мурома, мордвы. Особенностью населения является большое разнообразие занятий: с\х, промыслы. Промыслы давали дохода больше, чем с\х, поэтому ими занималось 50% населения. В лесных районах изготовляли деревянные телеги, сани, мебель, посуду. В южных – изделия из железа, кожи, глины. Зимой крестьяне уходили на заработки в Москву и С-Петербург. В настоящее время для населения Центрального района характерны:

Высокая территориальная подвижность,

Связь города и деревни,

Высокий профессиональный уровень,

Способность осваивать новые виды деятельности.

9. Народные промыслы: богородская игрушка, абрамцевско-кудринская резьба по дереву, матрешка, палехская роспись, скопинская керамика, филимоновская игрушка, жостовские подносы, ростовская финифть, гжель, павлово-посадские платки.

Практические задания:

Определите регион России по его краткому описанию:

Область расположена в Центральном экономическом районе. Она граничит с четырьмя областями и государством ближнего зарубежья. Здесь расположена крупнейшая АЭС. Центр области – старинный город-крепость. В годы Великой Отечественной войны здесь шли ожесточенные бои, так как город защищал подступы к Москве. В области развита химическая промышленность, производство минеральных удобрений, машиностроение и льняная промышленность. (Смоленская)

Область расположена в Центральном экономическом районе, граничит с Московской областью. Здесь производят синтетический каучук, минеральные удобрения. В области берет начало крупная река, впадающая в Азовское море. Мастер из этой области подковал блоху. Главный город славится пряниками и самоварами. Здесь изготовляют знаменитую филимоновскую игрушку. (Тульская)

Область расположена в Центральном экономическом районе, но не граничит с Московской областью. Центр области – старинный русский город с целым комплексом исторических памятников. Это родина Ивана Сусанина. В области развиты производство строительных материалов, льняная промышленность, построены крупные льнозаводы. В южной части области протекает великая русская река. Здесь располагается крупнейшая в Центральном районе ТЭС. (Костромская)

Область расположена в Центральном экономическом районе. На северо-западе её протекает великая русская река. Здесь находится знаменитый промысел лаковой миниатюрной живописи. В области развито хлопчатобумажной производство, станкостроение. На севере области развиты лесная и деревообрабатывающая промышленность. (Ивановская)

Область расположена в Центральном экономическом районе, граничит с Волго-Вятским экономическим районом. Через область протекает крупная река – приток Волги. Здесь производят локомотивы, химические волокна, находится центр химической промышленности. В этой области родился знаменитый русский поэт, воспевший крестьянскую Русь. Один из городов области стал центром гончарного промысла. (Рязанская)

Область расположена в Центральном экономическом районе. Здесь много древних городов, входящих в «Золотое кольцо России». В административном центре области находится филиал машиностроительного завода ЗИЛ. На севере области развиты лесная и деревообрабатывающая промышленность. Здесь находится крупное водохранилище. В области много предприятий пищевой промышленности. (Ярославская)

Область расположена в Центральном экономическом районе, крупнейшая по площади. Это льно-животноводческий край. Здесь производят сельскохозяйственные машины, развита кожевенная и обувная, целлюлозно-бумажная промышленность, железнодорожное машиностроение. На севере области располагается крупнейшая АЭС. (Тверская)

Выбранный для просмотра документ Урок 5 Центрально-Черноземный ЭР.doc

Библиотека
материалов

Урок 5: Центрально-Черноземный экономический район.

    Состав: Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области.

    Положение на территории России: южная часть Центральной России, граничит с Центральным, Поволжским и Северо-Кавказским ЭР.

    С какими странами граничит: Украина (Курская, Белгородская, Воронежская обл.)

    Транспортные пути: имеют решетчатую структуру – транспортные пути, идущие с севера на юг пересекаются транспортными путями широтного направления. В местах их пересечения находятся крупные города и промышленные узлы (Воронеж, Курск, Белгород, Тамбов, Липецк). По территории Воронежской области протекает Дон.

    Полезные ископаемые: крупнейшая железорудная база – Курская магнитная аномалия.

    Специализация района:

А) добыча железной руды (Курская и Белгородская обл.). Большая часть железной руды вывозится из района.

Б) черная металлургия (Новолипецкий полного цикла и Старооскольский электрометаллургический комбинаты).

В) машиностроение на собственном металле (кузнечное, сельскохозяйственное, энергетическое).

Г) химическая (минеральные удобрения на отходах коксового производства Новолипецкого завода) и нефте-газохимическая промышленность (синтетические волокна и каучук, резиновые изделия).

Д) энергетика: топлива и крупных рек нет, привозили уголь из Донбасса или газ-нефть из Поволжья. Сейчас построены крупные АЭС (Курская, Нововоронежская).

    АПК. Основное богатство, кроме достаточного тепла и влаги – богатейшие черноземные почвы. Далее по карте 32.

    Население. Заселение славянами этой территории началось в 10-11 вв. Долгое время этот район был главной хлебной базой России, но после освоения степей Украины и Северного Кавказа он не выдержал конкуренции. В отличие от Центральной России в результате аграрного переселения были развиты промыслы, население ЦЧ ЭР стало уходить на заработки в степные районы или мигрировать на юг и восток. Как результат – сокращение численности населения.

Практические задания:

Определите регион России по его описанию:

Территория этого региона граничит с одним из европейских государств. Климат умеренно континентальный. В области сосредоточено 40% разведанных запасов железных руд в стране. Важным природным богатством региона являются черноземные почвы. Основа экономики – добыча железных руд, металлургия и высокоразвитое с\х. Здесь расположен крупнейший в России электрометаллургический комбинат. (Белгородская обл.)

Этот регион граничит со всеми областями Центрально-Черноземного ЭР. Центр региона – старинный русский город, основанный в 16 веке для защиты от нападения кочевников. Он стоит на одноименной реке. В городе развита станкостроительная и инструментальная промышленность, производят синтетический каучук. Здесь находится крупная ТЭС, а рядом с ним АЭС. (Воронежская обл.)

Столица этого региона расположена на р. Северский Донец. Это узел железных и автомобильных дорог близ границы с европейским государством. В регионе выращивают эфирно-масличные культуры, сахарную свеклу, занимаются садоводством. Здесь много сахарных заводов. Развиты машиностроение и цементная промышленность, ведется добыча железной руды. (Белгородская обл.)

Этот регион граничит с Центральным ЭР. Его центр стоит на реке, сходной по названию с соседним регионом. При Петре I здесь были построены металлургические заводы, на которых отливали пушки. В настоящее время здесь находится крупнейший в России металлургический комбинат полного цикла. В регионе развиты машиностроение, химическая и пищевая промышленность. (Липецкая обл.)

Регион граничит с европейским государством. Здесь построена крупнейшая АЭС. Столица этого региона один из древнейших городов, крупный ж\д узел, центр машиностроения, химической и кожевенной промышленности. Регион известен своими соловьями и великим сражением в годы Великой Отечественной войны. (Курская обл.)

Регион граничит с двумя областями Ц-Ч ЭР. Столица региона стоит на реке, впадающей в Оку. По территории региона протекает река с птичьим названием. Здесь в северной части выращивают зерновые культуры и картофель, в южной - сахарную свеклу и подсолнечник, занимаются садоводством. Развиты пищевая и легкая промышленность. (Тамбовская обл.)

Выбранный для просмотра документ Урок 6 Волго-Вятский ЭР.doc

Библиотека
материалов

Урок 6: Волго-Вятский экономический район.

    Состав: Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская и Нижегородская области.

    Положение на территории России: северная часть междуречья Волги, Оки и Камы, граничит с Центральным, Северным, Уральским и Поволжским ЭР.

    С какими странами граничит: не граничит.

    Транспортные пути: продолжение радиусов ж\д, отходящих от Москвы и С-Петербурга. По территории ЭР протекают Волга и её притоки Волги, притоки Камы.

    Полезные ископаемые: нет, на севере лесные ресурсы..

    Специализация района:

А) машиностроение (Нижний Новгород – автомобили «ГАЗ», самолетостроение,Саранск – точное машиностроение, приборостроение и светотехника).

Б) судостроение (Н. Новгород – завод «Красное Сормово»).

В) нефтеперерабатывающая и химическая промышленность (азотные удобрения, основная химия, органический синтез, полимеры)карта 14.

Г) деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность (Нижегородская, Кировская обл.)

Д) текстильная (Чувашия).

Е) оборонная.

    АПК. Достаточное увлажнение, недостаток тепла в северной части района. Далее по карте 32.

    Население. Коренное население мордва, чуваши (в Чувашской Республике – 70%), марийцы. Много русских.

    Народные промыслы: хохломская роспись, семеновская матрешка, глиняная дымковская игрушка, кировские капокорешковые изделия, сувенирные металлические изделия (Павлово), изделия из льняных тканей с национальной вышивкой.

Практические задания:

Определите регион России по краткому описанию:

Административный центр региона – старинный русский город-крепость, основанный в 1221 году в месте слияния двух рек. Это был крупный торговый центр России со знаменитой Макарьевской ярмаркой. В 17 веке здесь сформировалось народное ополчение, которое возглавили Минин и Пожарский. Сейчас это центр автомобиле- и судостроения. В регионе развивается нефтехимическая и целлюлозно-бумажная промышленность. Сохранились всемирно известные промыслы росписи деревянной посуды и деревянной игрушки. (Нижегородская обл.)

Коренное население этой республики составляет 70%. Административный центр располагается в северной части региона. Здесь развито электротехническое и с\х машиностроение, текстильная и оборонная промышленность. Появление нового промышленного центра связано со строительством крупной ГЭС на великой русской реке. В республике выращивают зерновые и технические культуры, картофель; развито молочно-мясное скотоводство и птицеводство. (Чувашская Республика)

Эта республика расположена на левом берегу великой русской реки. Раньше её столица носила название Царевококшанск. Это центр машиностроения, в том числе и оборонного, центр культуры и образования. Территория региона покрыта лесом, но есть районы, где выращивают гречиху. (Республика Марий Эл)

Эта республика располагается в южной части крупного ЭР. Коренное население - древнейший народ финно-угорской языковой группы. Этот народ делится на две группы, одна из которых носит название протекающей по территории республики реки. Столица республики – центр точного машиностроения, приборостроения и светотехники. (Республика Мордовия)

Этот регион находится на севере крупного экономического района. Имеет большую площадь. Славится дымковской игрушкой и капокорешковыми изделиями. Богат лесными ресурсами, поэтому развиты лесная и деревообрабатывающая промышленность. Административный центр этого региона раньше носил название по реке, на которой стоит. Здесь развиты машиностроение, химическая, обувная и кожевенная промышленность. (Кировская обл.)

Выбранный для просмотра документ Урок 7 Европейский Север.doc

Библиотека
материалов

Урок 7: Северный экономический район (Европейский Север).

    Состав: Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская область, Ненецкий автономный округ, Вологодская и Мурманская области.

    Положение на территории России: север Русской равнины. Хотя район находится в европейской части России, большая часть его территории относится к зоне Севера. Граничит с Центральным, Волго-Вятским, Уральским, Западно-Сибирским и Северо-Западным ЭР.

    С какими странами граничит: Норвегия (Мурманская обл.), Финляндия (Мурманская обл., Республика Карелия)

    Транспортные пути: район имеет выход к морям Северного Ледовитого океана (Белое, Баренцево, Карское). Это определяет его выгодное ЭГП. Через порты Мурманск и Архангельск ведется внешняя торговля. Здесь расположены военно-морские базы, где находится самый крупный флот в стране – Северный (надводные корабли, 75% подводных лодок, морская авиация).

Многоводные судоходные реки: Печора, С.Двина, Онега, Мезень.

Ладожское озеро через Неву связано с Балтийским морем, Онежское

озеро через Беломорско-Балтийский канал с Белым морем, через Волго-

Балтийский с Москвой Черным и Каспийским морем.

Ж\д от С-Петербурга и Москвы к Мурманску, Архангельску, Воркуте.

    Полезные ископаемые: две зоны концентрации природных ресурсов:

- Тимано-Печорская на северо-востоке района: нефть, природный газ, каменный уголь, соли, руды легких металлов; на шельфе Баренцева моря – нефть и газ.

- Кольско-Карельская на северо-западе района: апатиты, цветные и редкие металлы, железная руда, слюда.

К северу от Архангельска месторождение алмазов.

Одно из главных богатств – лес (40% лесных ресурсов Европейской России): лиственница, пихта, кедр.

    Специализация района:

А) лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность: Архангельск, через него идет и экспорт леса, Сыктывкар, Кондопога, Сегежа.

Б) производство апатитового концентрата и сложных удобрений: на Кольском п-ве большинство суперфосфатных заводов России, часть идет на экспорт.

В) черная и цветная металлургия : крупнейший завод черной металлургии – Череповецкий, в Кольско-Карельскомрайоне комбинаты по выплавке меди, никеля, кобальта (руду везут Северным морским путем из Норильска), два алюминиевых завода (Кандалакша, Надвоцы).

Г) топливная промышленность .

Д) энергетика: ГЭС, ТЭС, АЭС (Кольская).

Е) судостроение.

Ж) ВПК: обслуживает военно-морские базы, космодром в Плесецке и полигоны атомного оружия на Новой Земле.

З) рыболовство и переработка рыбы.

    АПК. Это северный район, который специализируется на молочном животноводстве, в Вологодской области выращивают лен. Далее по карте 30.

    Население. Европейский Север – крупнейший ЭР в Западном макрорегионе, но по числу жителей (4% от населения России) – самый маленький. Здесь живут русские, саами, коми (25%), ненцы, карелы (10%). В советское время сюда на заработки переезжали мужчины. Сейчас идет отток населения в центральные районы, т.к. высокие зарплаты не успевают за ростом цен на продукты и товары.

    Народные промыслы: пушной, рыбный, солеварение, каргопольская игрушка, резьба по кости, вологодское кружево, изделия из бересты, чернение по серебру.

Практические задания:

Определите регион России по краткому описанию.

Эта республика находится в европейской части России. Её столица расположена на левом берегу реки, относящейся к бассейну Северного Ледовитого океана. Плотность населения в республике низкая. Здесь находится крупный угольный бассейн, есть месторождения нефти и газа. Добыча полезных ископаемых ведется в очень сложных природных условиях. Республика богата лесными и водными ресурсами. Ведущие отрасли специализации экономики – топливная и лесная, получила развитие целлюлозно-бумажная промышленность. (Республика Коми)

Территория этой республики граничит с одним из европейских государств. Большую часть поступлений в бюджет республики приносит добыча железных руд, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. Цветная металлургия развита на привозном сырье. На территории республики расположен уникальный историко-архитектурный музей «Кижи». (Карелия)

Эта область относится к числу наиболее крупных административных образований России. Её побережье омывается водами нескольких морей. Для области характерна густая речная сеть, обилие болот. Большую часть территории занимает тайга. Основное природное богатство – лес. Административный центр – одновременно морской и речной порт. Средняя плотность населения в области 2,5 человека на кв. км. (Архангельская область)

Эта область расположена в европейской части России и граничит с зарубежными странами. Большая часть её территории расположена за Полярным кругом. Большое значение имеет наличие на её территории железных руд и руд цветных металлов. На территории области работает крупная АЭС. (Мурманская область)

Эта республика расположена в европейской части России. Особенностью её ЭГП является выход к государственной границе. Коренное население относится к финно-угорской группе уральско-юкагирской языковой семьи. Место республики в хозяйстве России определяется, прежде всего, отраслями, использующими местные природные ресурсы (лесная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, добыча железной руды), а также цветной металлургией, работающей на привозном сырье, и машиностроением. (Карелия)

Этот регион входит в состав очень крупной по территории области. Его территория омывается тремя морями. Плотность населения небольшая. Почти вся территория региона находится за Полярным кругом. Основные отрасли специализации: рыбная промышленность, добыча нефти и газа. Сельское хозяйство не развита. (Ненецкий АО)

Эта область граничит с двумя ЭР. Богата водными ресурсами. Основные отрасли специализации: лесная и целлюлозно-бумажная, маслосыродельная промышленность. Область славится маслом, льном и кружевами. В западной части области проложен канал, соединяющий крупное озеро и Великую реку. Здесь развито чернение по серебру и находится резиденция Дед Мороза. (Вологодская область)

Выбранный для просмотра документ

Транспортные пути: район имеет выход к Балтийскому морю, что обеспечивает ему выгодное ЭГП. Здесь в порту Балтийск формируется Балтийский флот страны. По водной система Нева-Ладожское озеро-Онежское озеро район соединяется с Белым, Черным и Каспийским морем. Санкт-Петербург – вторая столица России – является не только крупный международным портом, но транспортным узлом. От него отходят 12 радиальных ж\д, автомагистрали и речные пути.

Полезные ископаемые: имеют преимущественно местное значение – торф, горючие сланцы, фосфориты, бокситы, строительные материалы, известняки, в Калининграде - янтарь. Лесные ресурсы.

Специализация района:

А) машиностроение : С-Петербург и Ленинградская обл.

Энергетическое оборудование для всех типов ЭС,

Судостроение,

Оптико-механическое (фотоаппараты, телескопы, оптические приборы, перескопы).,

Плавучие платформы для добычи нефти и газа на шельфе (Выборг).

Машиностроительные предприятия включают мощные конструкторские и научно-исследовательские организации.

Б) химическая промышленность: производство резины, удобрений, нефтехимия.

З) энергетика: Ленинградская АЭС.

    АПК. Льно-молочная специализация.У С-Петербурга пригородное хозяйство: молочное животноводство, птицеводство, производство овощей и картофеля. Далее по карте 30.

    Население. Северо-Западный район самый небольшой по территории в РФ, население составляет 5 % от числа жителей России. 86% - городское население, 65% городского населения живет в С-Петербурге. Население многонационально, но 90 % - русские.

Практические задания:

Определите регион по его краткому описанию.

Особенностью ЭГП этой области является наличие выхода к государственной границе России с тремя европейскими государствами. Более трети территории области занимают леса, другой особенностью природы является обилие озёр. Полезными ископаемыми область небогата: имеются залежи торфа и строительных материалов. Основные отрасли промышленности – машиностроение, деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность. В с\х преобладает молочное животноводство; растениеводство специализируется на производстве кормовых культур. (Псковская область)

Эта область имеет выход к Балтийскому морю, на её территории находится несколько крупных морских портов. В области располагается месторождение бокситов и недалеко от самого месторождения имеется центр алюминиевой промышленности (производство глинозема). Область имеет границу с Финляндией. (Лениградская обл.)

Это самая маленькая область России. Одним из основных природных богатств области является янтарь: здесь расположены более 90% мировых разведанных запасов этого минерала. Морские порты области – это ворота РФ для внешней торговли со странами Европы. Ведущие отрасли специализации – рыбная промышленность, машиностроение. (Калининградская область)

Эта область граничит с Центральным ЭР. Административный центр области – старинный русский город, построенный для защиты Руси от варягов. Его называли Великим. Это первый политический центр Древнерусского государства. Главный герой древних былин этого региона – Садко. Здесь установлен Памятник «Тысячелетие России». Отрасли специализации промышленности области – машиностроение, производство стекла, фарфора и фаянса. В с\х преобладает молочное животноводство и льноводство. (Новгородская область)

Калининградская область самая маленькая по площади в России. Население - 955,3 тысячи человек. Доля городского населения - 741,5 тысячи человек.

Большую часть территории занимает низменность. Климат переходный от морского к умеренно континентальному. Среднегодовая температура +8° С. Растительность в Калининградской области сильно изменена человеком: 40 % лесов имеют искусственное происхождение. Благодаря мягкому климату здесь прижились деревья южного региона: магнолия, рододендрон, тис,платан.

Калининград – это крупный порт с рыбной и грузовой гаванью, промышленный центр с развитым машиностроением: вагоностроение,подъемное машиностроение, судостроение, сборка автомобилей; целлюлозно-бумажное производство на древесине с Северного ЭР.

На территории области построены ТЭС, но 4\5 ЭЭ область получает из Литвы, оттуда же транзитом из России поступает нефть и газ.

Калининградская область – «янтарный край», здесь в поселке Янтарный находится единственный в мире карьер по добыче янтаря.

С\х области специализируется на молочно-мясном животноводстве, овощах и картофеле. Сейчас испытывает сильную конкуренцию со стороны польских продуктов.

Найдите материал к любому уроку,

Урок 1: Численность и размещение населения России

Демография – это наука, которая занимается проблемами народонаселения и воспроизводства населения.

По численности населения по данным 2008 года (142 млн. человек) Россия занимает 9 место в мире. Наиболее полные сведения о численности населения и его составе в определенный момент времени получают при помощи переписи населения. Первая состоялась в 1897 году, с этого момента численность населения возросла в 2, 1 раза (с 68 до 142 млн человек).

В 20 веке Россия пережила несколько демографических катастроф – это резкое замедление роста или сокращение численности населения :

Первая мировая и гражданские войны – от 21 до 28 млн. чел.

Голод 1921-23 гг.

Голод 1933 г. – от 5 до 6,6 млн.

Репрессии 1937-39 гг.

Вторая мировая война – от 38 до 47 млн. чел.

Голод 1947 г.

Войны второй половины 20 в (Афганская, Чеченская и др.)

Снижение рождаемости в период экономических кризисов 1990-2000 гг.

Россия относится к слабозаселенным странам: средняя плотность населения (142 млн: 17, 1 млн кв км) – 8, 3 чел/кв км, к тому же размещено население на территории страны крайне не равномерно. Причины:

1. историческая. Первоначально восточные славяне заселили торговый путь «из варягов в греки» от Новгорода до Днепра и междуречье Волги и Оки. Затем заселение пошло в южном и восточном направлениях.

2. природно-климатическая. В России выделяют две зоны расселения (карта 12): основная и зона Севера. Основная зона занимает европейскую часть, юг Сибири и Дальнего Востока. Она занимает 34 % территории, здесь проживает 133 млн. человек. Здесь высокая плотность населения (50 чел на кв. км), большое число крупных городов (табл. стр. 40-41). Здесь сплошной тип расселения.

Севернее располагается зона Севера: 64 % территории, огромные природные ресурсы, плотность населения 0,9 чел на кв. км. Расселение здесь очаговое расселение – вблизи транспортных путей, рек, близ портов и ресурсных баз.

Урок 2: Воспроизводство населения

Воспроизводство населения – это производство людей людьми, смена поколений. Это разность между числом родившихся и числом умерших за определенное время (н-р, за 1 год). Воспроизводство иначе называют естественным приростом населения.

Р – С = Е

История знает три типа воспроизводства:

1. Архитип – существовал на ранних этапах жизни человека в условиях присваивающего хозяйства, когда численность людей была мала и ограничивалась природными ресурсами. Смертность приблизительно равнялась рождаемости.

2. Традиционный тип связан с аграрным производящим хозяйством, рождаемость не регулируется, но характерны высокая рождаемость и высокая смертность, особенно в детей, продолжительность жизни 25-35 лет.

3. Современный тип – появляется в условиях развития промышленности, роста городов, повышения уровня жизни; рождаемость регулируется. Семья принимает решение о количестве детей.

Переход от одного типа воспроизводства к другому называется демографическим переходом или демографической революцией.

Россия в настоящее время переживает переход от традиционного к современному типу воспроизводства.

Переход имеет 4 периода:

  1. рождаемость растет, смертность падает – Е увеличивается.
  2. Р снижается, С растет, Е – падает.
  3. Р =С, Е = 0
  4. С превышает Р, наблюдается естественная убыль.

Почему растет смертность мы уже знаем. Почему падает рождаемость?

  1. снизилась детская смертность и не нужно рожать много детей.
  2. социальное обеспечение стариков (о них заботится государство, а не дети).
  3. появилось большое количество малых и неполных семей, где воспитание большого количество детей затруднено.
  4. женщина работает и мало находится дома.
  5. рост уровня образования и расширение круга интересов людей.
  6. рост затрат на воспитание и образование детей.
  7. урбанизация – рост городов и городского населения, городской образ жизни .

Урок 3: Миграции

На численность населения оказывает влияние не только естественное, но и механическое движение населения – миграции. Миграции – это переселение людей из одних районов проживания в другие.

Выделяют:

  1. внутренние миграции – переселение людей в пределах одной страны. Они бывают:

Маятниковые – на работу и обратно,

Сезонные – на отдых, дачу и обратно,

Временные – в гости, в командировку,

Переезд на другое место жительства – из города в село, из села в город, из малых городов в большие, из города в город,

Не имеют постоянного места жительства.

  1. внешние миграции – переселение из одной страны в другую. Различают:

Эмиграции – выезд из страны,

Иммиграции – въезд в другую страну,

Реэмиграции - возвращение в свою страну.

  1. насильственные – переселение людей вопреки их воле: политические репрессии, ссылка преступников.

Как меняется численность населения на данной территории позволяет определить сальдо миграции (миграционный прирост)– разница между числом прибывших на данную территорию людей и числом людей, выбывших с этой территории. Бывает положительных (когда прибывших больше) и отрицательным (когда прибывших меньше).

Миграции оказывают влияние на жизнь общества. В районах притока мигрантов население растет за счет механического движения и за счет естественного прироста. Мигранты – это в основном молодые люди брачного возраста, поэтому в районах притока мигрантов рождаемость растет.

В районах оттока мигрантов ситуация обратная – численность населения падает, рождаемость уменьшается.

В период индустриального развития СССР русские переселялись из России в другие республики СССР на новостройки. После распада СССР началась миграция русских из бывших союзных республик, особенно из Закавказья и Средней Азии в Россию рис. стр. 33.

Внутри России идет массовый отток населения с Дальнего Востока и северных районов в центр стр. 34.

Урок 4: Демографическая ситуация в России

Демографическая ситуация – это сложившаяся в данном районе соотношение рождаемости, смертности, миграций.

Политика государства направленная на регулирование рождаемости (снижение или увеличение) называется демографической.

Демографическую ситуацию позволяет определить половозрастная структура населения – это пирамида, по которой можно определить численность мужского и женского населения, их возраст, продолжительность жизни.

Анализ половозрастной пирамиды – это выявление доли:

Лиц моложе трудоспособного возраста – 16 лет,

Лиц трудоспособного возраста – 16-59 лет для мужчин и 16-54 года для женщин,

Лиц старше трудоспособного возраста – 55 для женщин и 60 лет для мужчин.

Пирамида в разных регионах России выглядит по-разному. Территории с оттоком населения имеет большую долю стариков, а с притоком – детей. В южных регионах велика и доля детей и доля стариков. Многие переехали сюда с севера, когда вышли на пенсию. А доля трудоспособных здесь мала.

Стариков много вокруг Москвы и С-Петербурга. (Почему? – переехали в столицы). На Северном Кавказе много детей из-за высокой рождаемости.

На 2008 год дети составляют 18, 1%, трудоспособное население – 61,3%, старики – 20, 5%. Продолжительность жизни:

Мужчины женщины

2000 год 59 лет 72,2

2008 год 62 74,2

В последнее время в России получила распространение «материнская семья». Только 2/3 семей имеют детей, среднее количество детей в семье 1, 63, 60% россиян не имеют детей и не планируют их иметь. Растет число внебрачных детей.

Демситуация с 2001 по 2009 гг. такова: рождаемость растет, смертность снижается, но еще выше рождаемости, поэтому наблюдается убыль населения.

Россияне считают, что причинами низкой рождаемости являются:

Низкий уровень жизни и высокие цены – 20%

Маленькие детские пособия -19%

Мало детских садов – 17%

Плохая медицина – 13%

Нет жилья – 8%

Дорогое образование и лечение – 7%.

Основные причины смерти в России:

Болезни – 85,5%

Алкоголь – 3,2%

Самоубийства – 2%

ДТП – 1,9%

Убийства – 1,2%.

Исходя из этого демполитика государства направлена на увеличение рождаемости:

1. Выплаты при рождении ребенка.

2. Помощь на содержание ребенка малообеспеченным семьям.

3. Материнский капитал на 2-го ребенка через ипотеку, образование, увеличение пенсии (2006 г – 250 тыс., 2009 г. – 312 тыс., 2012 г. – 408 тыс.)

4. Планируется возродить ордена «Мать-героиня» и «Материнская слава».

Урок 5: Расселение и урбанизация

Расселение – это: 1. заселение данной территории; 2. совокупность населенных пунктов на данной территории.

Населенный пункт (поселение) – это компактно застроенный участок со всем необходимым для жизни и работы людей.

Существуют два типа поселений: городские и сельские .

Древняя Русь была страной городов. Её называли скандинавы Гайдарика. До монгольского нашествия на Руси насчитывалось 300 городов, в 2008 г. – 1096.. В России городами считаются населенные пункты с численностью население более 12 тыс. человек, которые не заняты в с\х. По людности города бывают:

Малые – до 20 тыс.

Средние – до 100 тыс.

Большие – до 250 тыс.

Крупные – до 500 тыс.

Крупнейшие – до 1 млн.

Города миллионеры.

В 1930 гг. в России было 2 города миллионера (Москва и Ленинград), в 2007 году их стало 11. В больших городах проживает 40% населения России.

Города выполняют 2 функции (роль в обществе):

1. градообслуживающие – обслуживание населения города (ЖКХ, сфера услуг, промышленные товары, транспорт),

2. градообразующие – обслуживание территории вокруг города.

Типы городов:

  1. центральные места (выполняют много функций): столица, центры республик, краев, областей, районов.
  2. отраслевые центры: промышленные, транспортные, порты и ж\д узлы, туристические, курорты, города науки.

Группа близко расположенных городов называются городскими агломерациями. Города в них объединяются трудовыми (живут в одном городе, работают в другом), культурно-бытовыми (услуги), производственными (сырьё, материалы) и другими связями.

На востоке и севере России много поселков городского типа - населенные пункты с людностью более 3 тыс., из которых 85% не заняты в с\х. В России 1300 поселков городского типа.

Сельское поселение – это поселение вне города. К ним относятся поселки, села, деревни. В отличие от города они меньше по площади и людности. Города располагаются ближе к торговым путям, источникам сырья и рынкам сбыта товаров; села – к земельным, водным и лесным ресурсам. Население сел в основном занято в с\х.

Основные функции сельских поселений: производство продовольствия и с\х сырья. В селах России проживает 39 млн. человек.

Урбанизация – это процесс распространения городского образа жизни, рост городов и численности городского населения. Россия относится к высокоурбанизированным странам: городское население составляет 73%.

Урок 6: Национальный и религиозный состав населения России

Россия - многонациональная страна. По переписи 2002 г. в ней проживает 160 народов. Это народы, проживающие в пределах нашей страны, народы из бывших союзных республик (белорусы, украинцы, таджики и др.), народы из стран ближнего зарубежья (немцы, поляки, евреи, греки и др.)

Каждый народ отличается по языку, обычаям, традициям, культуре. Большая часть народов России относится к 4 языковым семьям:

Индоевропейской – 87%

Алтайской – 8%

Кавказской – 2%

Уральской – 2%.

Языковые семьи делятся на языковые группы. Самая многочисленная – славянская, самый многочисленный народ в ней – русские – 80% населения.

Народы России живут не изолированно друг от друга. Они общаются, сотрудничают, заключают браки между собой. Это приводит к ассимиляции – «растворение» одних народов среди других. Например, в Мордовии проживает лишь 33% мордвы, в Карелии – 9% карелов. Остальные проживают в других субъектах России.

На русском языке говорят 99,8% русских и 92% народов других национальностей России, поэтому он является государственным языком РФ.

Исторически ведущими религиями в России были православное христианство и ислам, есть также буддизм, язычество, католицизм и иудаизм. 90% всех верующих – православные.

Урок 7: Рынок труда и занятость населения

Трудовые ресурсы – это население, способное работать в хозяйстве страны. Их основная часть – население в трудоспособном возрасте (с 16 до 54 у женщин и 59 лет у мужчин). Но не все люди в этом возрасте способны к труду: инвалиды, льготные пенсионеры, учащиеся, занятые в личном и домашнем хозяйстве и др. К трудовым ресурсам относятся также и работающие пенсионеры и подростки.

Экономически активное население – это занятое население и безработные, которые ищут работу.

Рынок труда – это соотношение спроса на рабочую силу и ее предложения.

Спрос – сколько нужно рабочей силы по данной специальности в данное время.

Предложение – сколько имеется рабочей силы в данное время по данной специальности.

Варианты:

Спрос > предложения – рабочей силы не хватает (дефицит), и работодатель может увеличить зарплату.

Спрос < предложения – рабочей силы избыток, часть не получит работы и станет безработными, работодатель уменьшает зарплату.

Спрос = предложению, рабочих столько сколько нужно, зарплата не меняется.

Развитие экономики без безработицы быть не может. Задача государства быстрее проводить профессиональную переподготовку и создавать рабочие места в перспективных отраслях.

Безработица зависит:

1. от демографической ситуации: она выше там, где высокий естественный прирост (рождается больше, чем уходят на пенсию). Ниже она в районах нового освоения (Крайний Север) – население в основном приезжее и не находя работы, оно возвращается к себе на родину.

2. от структуры хозяйства: безработица выше там, где идет спад производства (ВПК, легкая промышленность, машиностроение), ниже в обрабатывающей промышленности и АПК.

Ситуация, когда в большинстве регионов России людей, которые ищут работу больше, чем рабочих мест, приводит к конкуренции между работниками. Работодатели предъявляют к рабочей силе более высокие требования: знания, умения, дисциплина, организованность, творческий подход к работе, занятие самообразованием.

Курс построен на представлении о единстве и взаимосвязи компонентов географической оболочки Земли. Он заложит основы научных знаний о науках о Земле, позволит уяснить основные географические закономерности и тенденции развития географических явлений и процессов, сформирует целостное представление о современном мире и о месте России в нем, систематизирует географическую информацию.

О курсе

Курс расскажет о географических особенностях природы и населения разных территорий нашей планеты, ведь география – это не просто наука, а способ изучения современного мира, понимание каждым своего места в мире как части окружающей среды, ответственности за ее сохранение.

Задачи курса:

  • конкретизировать представления о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях ее дифференциации (от планетарного до локального);
  • выявить географические особенности природы, населения разных территорий, в том числе России;
  • сформировать целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире;
  • закрепить картографическую грамотность;
  • уяснить смысл основных географических понятий и терминов;
  • выявить и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи;
  • иметь представление об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования.

В процессе освоения дисциплины обучающиеся смогут:

  • оценивать и прогнозировать влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
  • объяснять географическую специфику крупных природных географических оболочек, географические явления и процессы в геосферах и взаимосвязи между ними, географические следствия движений Земли, изменение в географической оболочке в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
  • опираться на современные научные представления в процессе изучения географии и экологии;
  • анализировать демографическую, экономическую, экологическую ситуацию на локальном, региональном, глобальном уровнях;
  • объяснять существенные признаки географических объектов и явлений, выявляя причинно-следственные связи.

Формат

Курс включает:

  • тематические видеолекции;
  • дополнительные материалы, включающие список дополнительной литературы, ссылки на полезную информацию из различных источников и видеоматериалы для самостоятельного просмотра;
  • тестовые задания на оценку (по 15 вопросов к каждому разделу курса).

Предусмотрено итоговое контрольное тестирование по содержанию всего курса, состоящее из 50 вопросов. Финальная оценка результатов обучения формируется на основе данных итогового тестирования и еженедельного контроля.

Курс рассчитан на 10 недель изучения. Недельная учебная нагрузка обучающихся по курсу составляет 10 часов. Общая трудоемкость курса – 3 зачетные единицы.

Информационные ресурсы

  1. Экономическая, социальная и политическая география (теоретические основы): Учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского университета, 2004. 176 с. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/lib/item?id=chamo:199326&theme=system
  2. Экономическая и социальная география России: Практикум. Учебно-методическое пособие. – Томск: Изд-во СКК–Пресс, 2006. 134 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000223739
  3. География в цифрах и фактах: учебно-методическое пособие / Т. В. Ромашова; под общ. ред. А. М. Малолетко. - Томск: [б. и.], 2008. 151 с. – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000342747
  4. География Томской области. Население. Экономика. Экология. 9 кл.: Учебное пособие для общеобразовательных учебных заведений. – 3-е изд. – Томск, 2010. 212 с. (Соавторы – Евсеева Н.С., Нехорошев О.Г., Окишева Л.Н., Адам А.М.). – URL: http://vital.lib.tsu.ru/vital/access/manager/Repository/vtls:000439686
  5. Учебный материал (номенклатура и статистические данные) к курсу «Экономическая и социальная география России»: учебно-методическое пособие для студентов направления «География». – Томск, 2010. 72 с.
  6. Географическая номенклатура по «Экономической и социальной географии России»: Учебно-методическое пособие. – Томск, 2013. – 47 с.
  7. Демографическое исследование процессов воспроизводства населения мира (географический подход): Электронное учебное пособие. – Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2010. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/179/tpl/index.html
  8. Топливно-энергетический комплекс России: обеспеченность, использование, ресурсо- и энергосбережение: Учебно-методический комплекс. Томск: Институт дистанционного образования ТГУ, 2011. – URL: http://edu.tsu.ru/eor/resourse/536/tpl/index.html
  9. Климат// Ландшафты болот Томской области/ Под ред. Н.С.Евсеевой. Томск: Изд-во НТЛ, 2012. С.88-103. – URL: http://chamo.lib.tsu.ru/search/query?term_1=%D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%88%D0%BE%D0%B2%D0%B0+%D0%A2.%D0%92.&theme=system
  10. География населения с основами демографии: практикум. – Томск: Издательский Дом ТГУ, 2014. 98 с.
  11. Социально-экономические риски от опасных гидрометеорологических явлений // Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Географические исследования Евразии: история и современность», посвященной 160-летию экспедиции П. П. Семенова на Тянь-Шань в рамках XII Большого географического фестиваля (СПбГУ, г. Санкт-Петербург, 8-10 апреля 2016 г.). – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 734-737 [Электронное издание] / Т.В.Ромашова, Т.С. Богомолова. – URL: http://earth.spbu.ru/netcat_files/userfiles/events/2016_BGF/Informatsionnoe_pismo_1_BGF-2016.pdf
  12. Томская область. Общественная география // География Сибири в начале XXI века : в 6 т:/ Гл. ред.: В.М. Плюснин; Рос. Акад.наук, Сиб. Отд-ние, Ин-т географии им. В.Б.Сочавы; Ин-т водных и экологических проблем. Том 5. Западная Сибирь / Отв. Ред. Ю.И. Винокуров, Б.А.Красноярова. – Новосибирск: Академическое изд-во "ГЕО", 2016. с. 251-264 (соавтор – И.В.Козлова).

Требования

Необходимый уровень подготовки – базовые знания школьного курса географии.

Курс рассчитан на бакалавров 1-2 года обучения по направлениям подготовки 05.03.04 Гидрометеорология и 05.03.06 Экология и природопользование

Программа курса

Онлайн-курс состоит из девяти разделов:

Раздел 1. Источники географической информации

1.1. История развития географических знаний о Земле

1.2. Форма и размеры Земли

1.3. Осевое движение Земли и географические следствия

1.4. Орбитальное движение Земли и географические следствия

1.5. Виды изображения земной поверхности

1.6. Географическая карта

Раздел 2. Атмосфера Земли

2.1. Понятие об атмосфере

2.2. Нагревание атмосферы

2.3. Вода в атмосфере

2.4. Давление атмосферы

2.5. Воздушные массы и атмосферные фронты

2.6. Погода и климат

Раздел 3. Литосфера Земли

3.1. Внутреннее строение Земли. Геологическое летоисчисление

3.2. Состав и строение земной коры

3.3. Рельефообразующие внутренние процессы

3.4. Рельефообразующие внешние процессы

3.5. Рельеф суши

3.6. Рельеф дна Мирового океана

Раздел 4. Гидросфера и биосфера Земли. Географическая оболочка

4.1. Понятие о гидросфере. Круговорот воды в природе. Мировой океан: свойства вод

4.2. Движение вод в океане: волнения и морские течения

4.3. Воды суши: подземные воды, озёра, ледники

4.4. Воды суши: реки, болота

4.5. Биосфера

4.6.Понятие о географической оболочке. Свойства и закономерности

Раздел 5. Население мира

5.1. Численность населения мира и её динамика

5.2. Естественное движение населения

5.3.Поло-возрастная структура населения

5.4. Механическое движение населения

5.5. Этногеография

5.6. Размещение населения и географические формы расселения

Раздел 6. Экономическая география мира

6.1. Современная политическая карта мира. Основные типы стран

6.2. Ресурсный мировой потенциал.

6.3. География добывающих отраслей

6.4. География обрабатывающих отраслей

6.5. География сельского хозяйства

6.6. География мирового транспорта

Раздел 7. География России: природа

7.1. Географическое положение страны

7.2. Геологическое строение

7.3. Разнообразие рельефа

7.4. Климатические особенности

7.5. Богатство внутренних вод

7.6. Природные зоны

Раздел 8. География России: население

8.1. Численность и воспроизводство населения

8.2. Миграции населения

8.3. Половозрастная структура населения

8.4. Рынок труда и трудовые ресурсы

8.5. Национальный состав населения страны

8.6. Особенности расселения населения

Раздел 9. География России: экономическая и пространственная специфика

9.1. Топливная промышленность

9.2. Энергетика

9.3. Черная и цветная металлургия

9.4. Химическая промышленность

9.5. Сельское хозяйство

9.6. Внешнеэкономическая деятельность

Перед итоговой аттестацией проводится вебинар

Раздел 10.

Итоговая аттестация

Результаты обучения

В результате освоения курса студент должен:

Знать: цели, задачи и систематизацию наук о земле, а также основные этапы развития географической науки; теоретические основы географии и наук о Земле; космические и планетарные факторы, определяющие развитие географической оболочки; внутреннее строение Земли; состав, строение и основные типы движения земной коры; исторические этапы формирования рельефа и земной поверхности, основные эндогенные и экзогенные рельефообразующие процессы, формы рельефа; состав атмосферы; давление, нагревание и содержание воды в атмосфере; закон климатической зональности и его влияние на компоненты географической оболочки; распределение водных масс на поверхности земли и их роль в формировании и функционирование географической оболочки; основные почвообразующие факторы, свойства, функции и распределение почв на поверхности земли; основные этапы эволюции биосферы, ее границы и структуру; структурные взаимосвязи между компонентами в географической оболочки для анализа изменений и решения отдельных практических задач; численность и структуру населения; размещение и формы расселения населения в мире и России; размещение и обеспеченность природными ресурсами: факторы размещения и особенности ведущих отраслей экономики мира и России; особенности географического положения и природных условий России; географическую номенклатуру.

Уметь: объяснять современные представления о форме Земли, движении в пространстве и времени, строении и движении структурных частей геосфер; отличать друг от друга формы рельефа различного генезиса, анализировать морфоструктуры и морфоскульпьтуры земной поверхности; анализировать изменения, происходящих в географической оболочке, происходящие в результате изменения отдельных компонентов природной среды; анализировать и объяснять размещение и обеспеченность населения и природными ресурсами, факторы размещения ведущих отраслей экономики мира и России

Владеть навыками: работы с географическими атласами и географическими картами разного масштаба; анализа и составления схем, таблиц, графиков, диаграмм и интерпретации информации, содержащейся в них; применения понятийно-терминологического аппарата географии и смежных наук; объяснения физико-и экономико-географических процессов в географической оболочке, а также применения теоретических знаний для решения исследовательских и прикладных задач.

Формируемые компетенции

  • (05.03.04 Гидрометеорология ОПК3) Владение базовыми общепрофессиональными теоретическими знаниями о географической оболочке, о геоморфологии с основами геологии, биогеографии, географии почв с основами почвоведения, ландшафтоведении, социально-экономической географии;
  • (05.03.06 Экология и природопользование ОПК3) Владение профессионально профилированными знаниями и практическими навыками в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и использовать их в области экологии и природопользования;
  • (05.03.06 Экология и природопользование ОПК5) Владение знаниями основ учения об атмосфере, гидросфере, биосфере и ландшафтоведении.


 
Статьи по теме:
Где найти мастера рун Witcher 3 руны
Побочные задания в дополнении «Каменные сердца» не так многочисленны, точнее, их совсем мало. Оно и понятно, водоворот событий при прохождении основного сюжета затягивает с головой, и отвлекаться от увлекательнейшего повествования совершенно не хочется. О
Прохождение castlevania lords of shadow 2
Прохождение Castlevania Lords of Shadow 2 Сначала обучение. Надо будет встать с трона и пройти в зал, где нажать все кнопки, находящиеся на дисплее слева. После появления солдат, продолжаем выполнять указания, просто бить их нет смысла. Есть некоторая пр
Всё, что вам нужно знать об SD-картах памяти, чтобы не облажаться при покупке Подключаем sd
(4 оценок) Если на вашем устройстве недостаточный объем внутренней памяти, можно использовать SD-карту как внутреннее хранилище для вашего телефона Android. Данная функция, называемая Adoptable Storage, позволяет ОС Андроид форматировать внешний носител
Как повернуть колёса в GTA Online и многое другое в FAQ по GTA Online
Почему не подключается gta online?Всё просто, сервер времено выключен/неактивен или не работает. Зайди на другой.Как отключить онлайн игры в браузере. Как отключить запуск приложения Online Update Clinet в Connect manager? ... На сккоко я знаю когда ты ум